МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Алкоголь с 21 года: предложение Минздрава оказалось противоречивым

«Игра в популизм»

Минздрав предложил запретить продажи крепкого алкоголя лицам до 21 года. Под ограничения может попасть все спиртное крепостью больше 16,5%: водка, коньяк, ром, херес... Ведомство объясняет свою идею заботой о здоровье молодого поколения. Несмотря на благие намерения Минздрава, с его предложениями не согласны эксперты-экономисты. По мнению защитника прав потребителей, принятие такого закона приведет к росту потребления дешевого суррогатного спиртного и различных спиртосодержащих настоек, например, боярышника.

Фото: Алексей Меринов

В правительстве рассматривают новый законопроект Минздрава о повышении возрастного ценза на продажу крепкого алкоголя с 18 до 21 года. Ведомство предлагает распространить эту норму на напитки с содержанием спирта выше 16,5%. В пояснительной записке министерство отмечает, что мозг человека окончательно формируется только к 21 году и употребление алкоголя небезопасно для его развития. В качестве примера приводится опыт других стран: в США продажи крепкого алкоголя повысили до 21 года,в Финляндии, Норвегии, Швеции, Исландии и Японии — до 20 лет.

В 2019-м Минздрав уже выступал с подобной инициативой, однако тогда против нее высказались Министерства финансов и экономического развития, которые указали, что, согласно Конституции, в России граждане могут с 18 лет осуществлять свои права и обязанности в полной мере.

С предложением ограничить продажи крепкого спиртного согласен глава Союза потребителей России Петр Щелищ. «Наш анализ статистики смертности от так называемых случайных отравлений алкоголем показал, что она очень сильно зависит от структуры его потребления. Чем больше доля крепкого, тем выше смертность», — подчеркнул он.

Но большинство экспертов не разделяет это мнение. Молодежь до 21 года практически не пьет крепкие напитки, рассказал руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз. «В основном они покупают пиво и другие слабоалкогольные напитки.

Да, в депрессивных регионах малообеспеченное население начинает пить водку с 16 лет, но потребляют они контрафактное спиртное, так как на легальный алкоголь денег нет», — отметил он.

Если предложение о запрете будет поддержано, на рынке крепкого алкоголя это никак не отразится: всего 2% крепкого спиртного приходится на молодых россиян. Вместе с тем Дробиз убежден, что инициатива не дойдет до реализации.

В идее, озвученной Минздравом, видится след пивного и винного лобби. Напомним, правительство поддержало идею возобновить продажи пива на российских стадионах, причем не только во время футбольных матчей. Госдума может принять документ в осеннюю сессию, а заработает он со следующего года. Что касается вина, то Министерство финансов предложило с 1 января следующего года запустить эксперимент по розничной онлайн-продаже этого вида алкоголя, на 100% произведенного из винограда и выращенного на территории России, через государственного оператора.

«Минздрав набрал в рот воды и никак не отреагировал на предложения вернуть пиво на стадионы и легализовать онлайн-торговлю спиртным. А ведь такие законы могут увеличить потребление алкоголя, против чего, по идее, ведет работу Минздрав, — говорит Дробиз. — Тему запрета продажи крепкого алкоголя лицам до 21 года подняли, чтобы показать, что борьба с пьянством в стране продолжается».

По словам эксперта, бессмысленно запрещать молодежи покупать крепкое спиртное и не вводить ограничение на продажи слабоалкогольных напитков, изготовленных на основе водки, рома и т.д. «Девушки и юноши активно пьют коктейли. Выходит, они не смогут купить в магазине или заказать в кафе бутылку или бокал крепкого спиртного, но приобрести ящик «джин-тоника» или «виски-колы» - легко, — продолжает он. — Тогда логично бы было запретить продажу всех напитков на основе крепких компонентов. Без этого предложение можно расценить как игру в популизм».

От коктейлей, пива и шампанского не меньше негативных последствий, все зависит от объема выпитого, подчеркивает глава Национального союза защиты прав потребителей, руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. «В отсутствии комплекса последовательных мер борьбы с чрезмерным потреблением алкоголя, идея Минздрава ни к чему не приведет, кроме общественного раздражения. Сейчас в России не действуют уже установленный федеральным законом запрет на демонстрацию процессов потребления алкоголя на телеэкранах. Закон игнорируется всеми телеканалами и надзорными органами. Даже если предложение Минздрава поддержат, выполнять рекомендацию никто не станет».

Шапкин не исключил, что молодые люди, лишенные возможности покупать крепкий алкоголь в магазинах, устремятся в аптеки за спиртовыми настойками типа боярышника.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах