МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Власти нашли способ сдержать постоянно растущие цены на бензин

Предложили запретить экспорт топлива в США

Американцы явно лукавят, заявляя о низком качестве российских энергоресурсов. В этом году наша страна вышла на второе место по объему экспорта нефти и нефтепродуктов в США. В последний раз «серебро» по поставкам топлива в Штаты отечественные добывающие компании брали более десяти лет назад. Правда, хвастаться нечем: отправляя все больше «черного золота» через океан, россияне исподволь наносят ущерб внутренним потребителям. Цены на российских АЗС растут более двух месяцев, обгоняя даже темпы инфляции. Исправить положение чиновники намерены на счет полного запрета экспорта бензина, который может вступит в силу уже в ближайшее время.

Фото: Геннадий Черкасов

О том, что Россия стала вторым основным экспортером нефти в Америку, обогнав Мексику и уступив лишь Канаде, сообщила Государственная геологическая служба США. Суточные поставки выросли сразу на 10% — до 840 тыс баррелей, а месячные превысили 26 млн «бочек». Это абсолютный рекорд для нашей страны. В последний раз максимальные объемы продажи российского «черного золота» были зафиксированы в мае 2009 года — около 25 млн баррелей. До лидера по экспорту сырья в Штаты, Страны кленовых листьев, нам еще далеко: Канада обеспечивает до половины всего американского нефтяного импорта. Тем не менее, российские 8% поставок уже вынудили Вашингтон заявить о рекордной зависимости от энергоресурсов из нашей страны.

Продажа «черного золота» на другом берегу Атлантики приносит российским компаниям неплохую прибыль: за первые пять месяцев 2021 года они выручили от такого бизнеса $6,7 млрд, что почти на 80% больше уровня аналогичного периода 2020-го. Вместе с тем, и на Родине нефтяные бонзы продолжают снимать сливки. Причем, не только на рынке сырой нефти, но и в секторе розничной торговли моторным топливом.

Цены на российских АЗС растут уже 11 месяцев подряд. И хотя очередные прибавки едва заметны — каждая неделя плюсует к стоимости бензина всего несколько копеек — конечный результат получается достаточно ощутимый: по данным ЦДУ ТЭК, с начала года литр АИ-92 в России в среднем подорожал на 1,8 рублей — до 45,8 рублей, а тарифы на АИ-95 выросли на 1,9 рублей — до 50,8 рублей. Стоит отметить, что бензин на отечественных заправочных комплексах увеличивается в цене гораздо быстрее инфляции: в процентном соотношении с января по май горючее подорожало примерно на 5,4%, тогда как общий уровень потребительской инфляции за то же время составил немногим более 4,5%. При этом, дальнейший потенциал у роста стоимости топлива остается — в оптовом звене котировки в 2021 году прибавили около 30%.

Не спасают даже повышенные темпы поставок бензина потребителям со стороны производителей: на конец июля — начало августа ежедневные отгрузки моторного топлива на внутренний рынок достигли уровня допандемийного 2019 года, когда спрос на горючее был примерно такой же, как и в настоящее время.

С одной стороны, Минэнерго пока не видит причин для беспокойства рядовых автовладельцев. Ведомство «продолжает следить за динамикой цен на топливо» в ежедневном режиме, а для сдерживания оптовой стоимости бензина используется демпфирующий механизм, за счет которого производители с мая получают повышенные выплаты для стабилизации ценовой динамики в рознице.

Вместе с тем, судя по всему, такой рычаг давления на продавцов не работает. Например, только в июне, по данным Минфина, из бюджета в рамках демпферной системы нефтяным компаниям было выделено около 100 млрд рублей, а всего с начала года — более 125 млрд рублей. Как ранее в интервью «МК» говорил бывший руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев, чье ведомство также поставлено на борьбу с ценовым беспределом на заправках, демпфер не универсален. Биржевой рост котировок на топливо приводит к снижению выручки независимых игроков, которым приходится закупать горючее у крупных компаний. Поэтому они и наверстывают упущенную прибыль за счет еженедельного «незаметного» повышения своих отпускных тарифов. «С точки зрения налогообложения, демпфер требуется «докрутить», и только после этого можно будет ожидать стабилизации ценников на АЗС», — отмечал экс-глава ФАС.

Между тем, вместо переработки существующего инструмента чиновники собираются обратиться к излюбленному средству спасения от всех экономических напастей — ручному управлению топливного рынка, и угрожают объявить трехмесячный запрет на экспорт бензина из России. Возможно, соотвествующзее решение будет принято на совещании у вице-премьера Александра Новака, которое, как утверждают источники, состоится 9 августа.

«Для введения эмбарго не требуется большого ума — такую меру можно законодательно оформить в любую минуту. Однако тогда завоют перерабатывающие заводы, входящие в крупные добывающие концерны: производители горючего, заточенные на продажи значительных объемов бензина в Европу, сократят рентабельность, но стоимость горючего вниз не пойдет, — уверен ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. — Любые государственные меры не справятся с главным корнем зла — стоимость литра бензина на 70-80% складывается из налогов и акцизов, а с такой сознательной финансовой политикой государство никогда не расстанется».

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах