— По Вашим словам, в 2021 году Россия полностью обеспечена животноводческой продукцией, дефицита не будет, более того, имеется даже экспортный потенциал. В то же время велика вероятность, что мясо подорожает. Почему?
— При кормлении животных используются премиксы - белково-витаминные смеси. Необходимы и различные ветеринарные препараты, также импортируемые в больших объемах. Изменения на валютно-финансовом рынке ведут к росту себестоимости производства и, соответственно, конечной цены. Кроме того, товары мясной группы – говядина, свинина, птица, колбасные изделия – крайне чувствительны к платежеспособному спросу населения. Люди стали их меньше покупать по новым розничным ценам, которые складываются из нескольких составляющих. Сюда относится и стоимость логистики, она также увеличивается из-за дорожающего бензина. Сюда относятся и растущие затраты на оплату труда: из-за пандемии в отечественном животноводческом секторе заметно поубавилось иностранной, относительно дешевой рабочей силы. Речь идет о цепочке, которая тянется от производителя до переработки и, наконец, до торговых сетей. Все это — объективные предпосылки для дальнейшего, процентов на 5-7, роста цен на мясную продукцию. Напомню, курица в сетевой непремиальной рознице в прошлом году стоила 100 рублей, сейчас - 140.
— А что у нас сейчас происходит с хлебом? Похоже, ценовые риски связаны именно с ним, а не с зерном.
— Сегодня зерно дешевеет, валовые сборы прогнозируются на хорошем уровне, хотя и на 3-4 млн тонн меньше, чем в прошлом году. Однако этот объем позволит обеспечить и внутренние потребности страны, и экспорт. При этом производители хлеба жалуются на рост себестоимости. Ситуация на зерновом рынке постоянно меняется: цены то растут, то падают. С начала года хлеб, в частности, «Бородинский», подорожал процентов на 20. А если это случилось, то дешеветь он уже не будет. И здесь хлебопеки отчасти лукавят. Как мы помним, в конце 2020 года государство выделило им субсидии, компенсировав часть производственных затрат. Похоже, предрекая неминуемый рост цен, они добиваются повторения этой ситуации.
— Но в прошлом году зерно очень активно экспортировалось, и оно значительно прибавило в стоимости. Сегодня этот момент по-прежнему транслируется в цену хлеба?
— Действительно, зерно подорожало на 40%, мука – на 20%, а хлеб – на 10%. Хлебопеки нейтрализовали этот тренд именно за счет субсидий. Сейчас субсидий нет, и мы наблюдаем некий отложенный рост цен. Но поскольку зерно дешевеет, на очереди – по идее, мука. С другой стороны, этот фактор перевешивается дорожающими импортными ингредиентами, растущими затратами на оплату труда рабочих и энергоносители. Напомню, в производстве хлебобулочных изделий используются внушительные объемы электроэнергии. Хлеб – социально значимый товар, абсолютному большинству населения он жизненно необходим, на массовые сорта спрос не будет падать. А элитные сорта и так недешевые, соответственно, менее востребованные.