Минстрой и другие ведомства приводят неутешительные цифры: износ сетей ливневой канализации в российских городах составляет 60-90%. При этом 99% дождевого стока спускается в реки, моря и озера без очистки. Нужно немедленно и активно реконструировать это хозяйство . Цена вопроса, согласно расчетам правительства на 100 крупнейших городов России, за вычетом Москвы и Питера, - 500 млрд рублей за коллекторы и еще 1 трлн за очистные сооружения.
Источником средств, уверены чиновники, должно стать частно-государственное партнерство, то есть инвесторы, концессионеры и так далее. А их можно завлечь только тарифной системой, когда ливневка содержится не муниципалитетами за бюджетный счет, как общественное благо, а оплачивается юридическими и физическими лицами, как коммунальная услуга.
- Уже есть позитивная практика регионов, которые получили право самостоятельно формировать тариф, - рассказывает юрист Владимир Кондратьев, гендиректор бюро «Кондратьев и партнеры». - Переход отрасли на тарифную модель управления системой, в виде либо МУП, либо концессий, позволяет привлечь внебюджетные источники финансирования, в том числе и банковские кредиты. Правоприменительная практика подтверждает, что все такая система укладывается в законодательство о водоснабжении и водоотведении.
Хотя, судя по заявлениям вице-премьера Марата Хуснуллина, из Фонда национального благосостояния собираются выделить 150 млрд рублей на софинансирование этих проектов, без инвестора, считают чиновники, все равно не обойтись. И здесь кроется небольшая инженерно-коммунальная хитрость: выбирая, как строить ливневку, муниципалитеты должны будут учесть тарифные перспективы. И здесь «московская» система - когда хозбытовые стоки идут отдельно, а ливневка отдельно - проигрывает «питерской», когда ливневка и хозбыт объединены в «общесплавную» канализацию.
Дело в том, что содержание общесплавной канализации можно «раскидать» на абонентов - физических лиц, которые стараются исправно платить за жилищно-коммунальные услуги (даже если они постоянно дорожают). А ливневка «в чистом виде» - кто будет ее оплачивать, кроме самого муниципалитета? Разница подходов налицо: общее благо или платная услуга.
- В случае общесплава мы получаем деньги не только с юрлиц, но и с физлиц, - подчеркивает Михаил Гилев, директор Департамента ЖКХ Минстроя России. - Это формирует необходимый объем дохода, который может быть интересен частным инвесторам. Поэтому мы всегда предлагаем муниципалитетам именно такое решение - рекомендуем общесплавную канализацию. Ведь в случае с раздельной канализацией содержание «ливневки» упаковывается в муниципальные нужды, а денег у муниципалитетов нет. Даже если бюджет «толстый», возможны перебои. Таким образом, за канализацию должны заплатить не только юридические, но и физические лица, другого легитимного решения мы не видим.
Как отметил Михаил Гилев, постройка «ливневки» - это не конец вложений, необходима дорогостоящая эксплуатация. Иначе коллекторы без ухода «убиваются» в считанные годы, подчеркнул чиновник. И мы вновь столкнемся с проблемой слива канализационных стоков в водные источники, за что коммунальщиков уже давно ругают экологи и природоохранные ведомства.
- Налоги, амортизационные отчисления неминуемо ложатся на тариф, - говорит Михаил Гилев. - Надо сильно думать. Без включения ливневки в общесплавную канализацию нет легитимного способа собирать деньги с граждан. Что касается юридических лиц, взять с них деньги за текущую эксплуатацию можно, но вложения в очистные сооружения вернуть таким образом не удастся: юрлица просто откажутся платить, мы получим социальный взрыв.
Таким образом, уже в ближайшие годы в большинстве регионов России должны значительно вырасти тарифы на канализацию. Именно абоненты этой «дурно пахнущей», но необходимой коммунальной услуги оплатят реконструкцию ливневки и строительство новых очистных сооружений. А что, кто-то против современных, экологичных и гигиеничных систем? В такой ситуации застройщики многоквартирных домов, сделавшие автономную канализацию в виде септиков, выглядят прямо-таки провидцами.