На пути «отечественного производителя» и импортозамещения встало неожиданное препятствие. Нет дефицита соли — будет дефицит полувагонов для ее доставки. Особенность рынка этого продукта в том, что основные площадки производства находятся на удаленных от потребителей территориях. Поэтому особое значение имеет транспортный фактор, на который приходится и существенная часть себестоимости.
Сейчас резко уменьшилось предложение полувагонов для транспортировки соли: почти в два раза меньше необходимого. Нехватка же полувагонов объясняется транспортниками резко выросшей потребностью в них для погрузки других товаров — угля, щебня, стройматериалов, взметнувших спрос со второго квартала 2021 года. Это приводит к задержкам поставок соли, и в конечном итоге к подорожанию товара.
«Руспродсоюз» обратился к Минтрансу с просьбой разобраться в ситуации. Теперь операторы планируют вернуть в данную сферу до 20 тыс. полувагонов, что по планам позволит решить проблему.
Соль в России — товар стратегический. До сих пор особых волнений ее цена потребителям не доставляла. На 5 июля 2021-го она подорожала лишь на 1,12% с начала года, по данным Росстата. «Руспродсоюз», в который входят производители соли, предполагает, что ее производство в России в этом году составит не менее 1,47 млн тонн, что на 1,5–2% больше результата 2020-го. Доля российских производителей в прошлом году составила 63%, поднявшись на 1,7% по сравнению с 2019-м.
«Это вызвано тем, что импортная соль дорожала из-за внешних условий и роста курса валют к рублю, — говорит главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. — Отечественные же предприятия на своем сырье не поднимали цены. Кроме того, сокращение импорта связано с введением в России новых производств».
«Руспродсоюз» приводит такую статистику: «Основными импортерами соли в Россию в прошлом году выступили Белоруссия (поставки снизились на 2,65%, до 312,3 тыс. тонн), Казахстан (снижение на 5,04%, до 185,5 тыс. тонн), Азербайджан (снижение почти на 6%, до 21,4 тыс. тонн), Турция (рост на 34,92%, до 17 тыс. тонн), Иран (рост на 91,39%, до 2 тыс. тонн)». Если же говорить о стоимости, то розничные цены по регионам различаются в разы — от 8 до 30 руб. за 1 кг, по данным сервиса «Ценометр».
«Поскольку соль в нашей стране производится всего несколькими предприятиями и они достаточно удалены от крупных агломераций и распределительных центров, стоимость логистики составляет большую долю в стоимости конечного продукта, — рассказывает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. — Поэтому сложности с перевозками из-за отсутствия нужного числа вагонов может привести к увеличению розничных цен на соль».
Отметим, кроме логистической составляющей и курса рубля на цену товара влияют себестоимость добычи и налоги. А налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с этого года повышен правительством в 3,5 раза. Поэтому в любом случае стоит ожидать роста розничных цен на соль.
«Розничные цены на соль резко вырастут в ближайшее время: на 20–25% — легко», — прогнозирует председатель комитета МТПП по вопросам развития инвестиционной среды для бизнеса Анна Вовк.