На очередные переговоры вокруг «Северного потока-2» американская и немецкая стороны выходят, что называется, «при своих». Байден продолжает уверять, что газопровод - «плохая сделка» для европейских потребителей, поскольку усилит зависимость Старого Света от российских энергоресурсов, а Меркель не отказывается от своих слов о коммерческом характере проекта. Как заявила пресс-секретарь Белого Дома Джен Псаки, встреча должна стать «основополагающей» для будущего энергетического маршрута. Позитива добавил и глава немецкого МИД Хайко Маас, рассказавший о сближении позиций обеих сторон и достижении определенного прогресса в ходе «предварительной работы».
Хочется верить, что попытка найти компромисс окажется успешной: Байден не раз отмечал, что Штаты заинтересованы в более тесных экономических и политических отношениях с Германией, а Меркель, которая собирается в ближайшее время покинуть пост канцлера ФРГ, пытается гарантировать немецким инвесторам СП-2, что газопровод все-таки заработает и их затраты окупятся. Согласование условий эксплуатации российского экспортного маршрута, который достроен на 98% и будет доведен до конца лета, позволит частично удовлетворить пожелания как Вашингтона, так и Берлина.
Между тем, невидимой тенью над встречей Байдена и Меркель нависает Украина. Формально именно будущее газотранспортной системы Незалежной является главным камнем преткновения между Германией и США. Как заявил украинский президент Владимир Зеленский, встретившийся с Меркель за несколько дней до ее визита в Вашингтон, после введения в строй «Северного потока» Украина потеряет $2 млрд за транзит газа и столкнется не только с его дефицитом, но и с ростом стоимости на внутреннем рынке. В связи с этим, по мнению украинских официальных лиц, Россия должна резервировать и оплачивать прокачку примерно 40-45 млрд кубометров сырья по ГТС Незалежной еще 15 лет после истечения соответствующего российско-украинского соглашения в конце 2024 года.
Другими словами, Киев требует пролонгировать договор с «Газпромом», заключенный два года назад, когда США приступили к санкционной атаке на трубопровод, пытаясь помешать завершению создания проекта.
По словам старшего аналитика Forex Optimum Александра Розмана, подписанная тогда «большая пакетная сделка» (как назвал этот контракт глава российской газовой монополии Алексей Миллер), должна была уладить все судебные споры между Москвой и Киевом, касающиеся потери Украиной львиной доли транзита из нашей страны в Европу. Подразумевалось, что «пакетная сделка» станет «откупом» от будущих претензий Украины и США, связанных с СП-2. Тем не менее, буквально в считанные дни после оформления контракта Вашингтон объявил о новых санкциях к газопроводу. «Каждый день затягивания ввода трубы в эксплуатацию обходится его участникам в кругленькую сумму, поэтому вероятность согласования компромиссного варианта на переговорах Меркель и Байдена, хотя бы в предварительных контурах, достаточно высока», — полагает эксперт.
Между тем, украинская газотранспортная система еще может пригодиться России. Дело в том, что даже после подключения к европейским распределительным сетям «Северный поток-2» может оказаться наполовину пустым — энергетические законы ЕС требуют обеспечения доступа в международные экспортные трубопроводы независимым поставщикам. Обойти юридические препоны России вполне по силам. По словам гендиректора Института национальной энергетики Сергея Правосудова, незадействованную половину мощностей газопровода можно продавать через аукционы, где их все равно выкупят аффилированные с «Газпромом» структуры. Также можно заключать экспортные сделки с европейскими клиентами на реализацию топлива до формального попадания сырья в СП-2. Естественно такие контракты будут оформлены лишь на бумаге, но избежать казуистических сложностей в рыночной практике они обычно позволяют.
Однако есть и другой выход. Как полагает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, теоретически «Северный поток-2» можно перепрофилировать для поставок не только традиционного природного газа — метана, но и его смеси с водородом. Хотя нынешние условия пока не позволяют реализовать такую идею, однако быстрое развитие современных технологий дают повод рассчитывать на скорейшее решение технических проблем. В этом случае Россия станет поставщиком в Европу водорода, спрос на который сейчас становится все выше. «Украина при таком сценарии продолжит перекачивать российский газ в требуемых Киевом объемах, а поставки энергоресурсов из нашей страны в Европу так или иначе вырастут», — отмечает эксперт.