— Цены на пиломатериалы увеличились по сравнению с прошлым годом в 2-3 раза, продукты глубокой деревообработки — детали домов — подорожали в 2-2, 5 раза, фанера увеличилась в цене в 2,5 раза, а влагостойкие OSB-плиты — и вовсе в 3 раза, — говорит Гоглев. — Огромный спрос сейчас также наблюдается на разного рода утеплители.
— С чем это связано?
— В большей степени — с ситуацией на международных рынках, в меньшей степени — с повышением спроса на загородные дома в России. В США и Китае сейчас наблюдается оживление экономики, реализуются большие инвестиционные программы. Потребность в строительных материалах велика как никогда. В США, например, стоимость на пиломатериалы увеличилась в три раза. А поскольку все наши крупные производители пиломатериалов являются игроками на международном рынке, увеличились цены и на внутреннем рынке.
В России также наблюдается беспрецедентный бум в сфере загородного домостроения. Сказалась самоизоляция. Осознав ценность собственного дома в пандемию, россияне стали активно покупать участки, строить дома, а также перестраивать, надстраивать, приводить в порядок бабушкины дачи.
Те, у кого есть возможность, кинулись строиться, чтобы меньше находиться в городе, работать в загородном доме на удаленке.
Цены на древесину стали расти как на дрожжах. Сначала их подстегнул растущий спрос, а затем — острый дефицит. Выяснилось, что стройматериалов на всех не хватает. В пандемию были нарушены цепочки "производство-сбыт продукции". Работа предприятий была остановлена, многие из которых до сих пор не вышли на прежние мощности. У некоторых — нулевые остатки исходного материала на складах. Не хватает рабочих рук. Пандемия сказалась на трудовой миграции.
— В то же время экспорт увеличился. Из страны вывозятся древесина, клееная фанера, профилированные пиломатериалы — багет, паркетная доска… Какие меры принимаются, чтобы переломить ситуацию?
— В экспертном сообществе сейчас предлагаются меры по квотированию экспорта, а также об установлении таможенных пошлин. Мнения звучат разные.
Например, если какая-то компания поставляет пиломатериалы на экспорт, надо, чтобы треть от объема поставок она реализовывала на внутреннем рынке. При этом, заметьте, расходы у лесозаготовителей кардинально не выросли. Энергоносители, топливо стоят тех же денег, что и стоили. Но ввиду высокого спроса, цен на пиловочник (прямые бревна естественной влажности, пригодные для напила пиломатериалов) ни один производитель других продуктов: фанеры, древесно-стружечных плит или бумаги, не может оставить цены прежними. Потому что они диктуются ценами на исходный, природный материал.
— Многие отказываются от строительства и ремонта домов, ожидая, что цены пойдут вниз. Это может произойти? И в какие сроки?
— Я думаю, если это и произойдет, то не раньше следующего года. Сейчас, до принятия нашим правительством каких-то мер по стабилизации ситуации, падения цен на стройматериалы ожидать не стоит. Тут либо — квотирование, либо — вывозные таможенные пошлины. Рынки США и Китая показывают, что определенный отскок цен обратно все-таки происходит. Но то, что полностью вернутся прежние цены, которые были до пандемии, ожидать все же не стоит.
— На дачных форумах муссируются слухи, что вскоре нам придется завозить лес чуть ли не из Китая…
— Это полнейшая глупость. Китай — импортер по лесу, сама Поднебесная очень мало заготавливает древесины. Это чистой воды спекуляция, как и то, что Россия весь заготовленный лес вывозит в Китай. Основными поставщиками леса в Китай являются Канада и Австралия. Мы по объемам поставок леса в Поднебесную чуть ли не на девятой строчке. Подобные сообщения на форумах — не больше чем слухи, призванные вызвать эмоции у людей.