МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Зачем обидели шампанистов: исчезнет ли французское игристое из России

«Мы просто поиздевались над Францией и ее вином»

Мертвый сезон в информационном поле взорвала новость о новом российском законе об алкоголе, который запрещает игристому вину, произведенному во французской провинции Шампань, именоваться шампанским. Родился спорный свод правил в недрах Минфина. Здесь можно шутить про новый регион Франции Igristoe и, например, Шампанский край в России. В министерстве поняли, что немного перестарались и, дабы избежать международного скандала, решили внести в закон коррективы. Но легитимных способов быстро решить проблему уже нет.

Фото: pixabay.com

Министр финансов Антон Силуанов заявил 9 июля, что готов лично заняться проблематикой импортных поставок вин. Пресс-служба Минфина сообщила, что ведомство «будет предпринимать усилия, которые позволят избежать перебоев с импортной винодельческой продукцией на территории России». Возникает вопрос, зачем Минфин разрабатывал поправки, исполнение которых может привести к проблемам на рынке?

Ранее в России приняли поправки в закон «О регулировании алкогольной продукции». Они вводят понятия «российское шампанское» и «коньяк России», а импортеры теперь должны вместо «шампанское» на бутылке писать «игристое вино». Французов задели российские нововведения, и они объявили о приостановке поставок игристых вин, изготовленных в провинции Шампань. Регулирующие органы Франции и ЕС понимают, что, если продолжат отправлять нам напитки с учетом нашего замечательного законодательства, на них весь мир посмотрит косо. Они дорожат своей репутацией и скорее предпочтут перекрыть шипучий вентиль, чем ударить в грязь лицом.

Объединение французских производителей шампанского призвало своих членов, среди которых бренды Bollinger, Dom Pérignon и Veuve Clicquot, приостановить поставки в Россию. Компания Moet–Hennessy также объявила о приостановке отгрузки шампанских вин в Россию. Позже она заявила, что согласна маркировать свои напитки, импортируемые в Россию, как «игристое вино» вместо «шампанское» и возобновит поставки после отлаживания процессов по корректировке этикеток. Между тем в Роспатенте подчеркнули, что Россия может использовать понятия «шампанское» и «коньяк» в отношении напитков, произведенных на территории страны.

Российский рынок игристого — около 170 млн литров в год. Рынок произведенного в нашей стране продукта — 125 млн л в год. С 2021-го начнем терять в объемах: согласно закону о виноделии, наше вино должно быть изготовлено только из нашего сырья, которое в дефиците. По прогнозам специалистов, в этом году будет произведено на 25% меньше вина. Около 45–50 млн литров в год входило в Россию по импорту. Из этого объема на Францию приходилось порядка 6–8 млн литров. В этом объеме шампанская продукция очень богатой группы LVMH занимала 700–800 тыс. л в год. Если перевести в проценты, то 10–15% в объеме французского шампанского занимало игристое этого холдинга.

Был подготовлен слабый законопроект, который был принят без обсуждения с отраслью, говорит глава национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин. «Не думаю, что кто-то собирался французам что-то запрещать. Текст документа появился в базе данных Госдумы только в момент принятия во втором чтении. Все не глядя проголосовали «за». Теперь, после того как закон был подписан, Минфин думает, как его поправить. Хотя в недрах этого министерства и родился этот закон», — считает он.

Между тем парадокс заключается в том, что отменить действие уже опубликованного закона просто так не получится. По идее, должен появиться новый документ, который будет включать в себя все правки. Он должен пройти все круги согласований и проверок перед принятием. Но Госдума закончила работу и готовится к новым выборам. Следовательно, никто этим заниматься не будет. Сейчас Минфин пытается объяснить регулирующим ведомствам, например, таможням, Роспотребнадзору, что не надо, грубо говоря, обращать внимание на федеральный закон, пока поправки не будут приняты.

Эксперт считает, что исход шампанистов с отечественного рынка спровоцирует рост цен: игристый напиток станет дефицитным и его складские остатки будут продавать по завышенному прайсу.

Директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз назвал действия российских властей «издевательством над французами и их вином».

«Мы хотим потребовать от французов, чтобы на контрэтикетке было написано «игристое вино из Шампани». По сути дела, напиток и есть игристое вино, произведенное в провинции Шампань во Франции. Это, скажем так, оскорбление для местных виноделов и для всей нации», — отмечает он.

Дробиз назвал случившееся «информационным пшиком». Он убежден, что пусть со временем, но закон подправят. А пока надзорные органы России будут смотреть на повальное несоблюдение новых правил сквозь пальцы.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах