Итоговый разговор о нищенских государственных бюджетах российских науки и образования — особенно постыдных при сравнении с аналогичными международными показателями — депутаты вели если не со слезами на глазах, то с искренней болью. Правда, закономерный вопрос о том, кто, как не профильный комитет все эти годы подавляющим большинством голосов рекомендовал палате принимать эти самые бюджеты, остался в тени. Но факт есть факт:
- На прошлой неделе на преодоление своего научно-технического отставания от Китая США выделили 250 млрд долларов,- сообщил глава комитета Вячеслав Никонов.- Гигантская сумма, сопоставимая со всем российским бюджетом! Китай на следующую пятилетку планирует увеличить расходы на науку в 17 раз! Россия же — единственная развития страна мира, где из-за отсутствия средств число ученых сокращается, и очень многие из них работают уже не в нашей стране. Из-за этого страна рискует потерять будущее — вот проблема номер один. Однако в ежегодных докладах правительства о ней не говорится...
Конечно, у российской науки есть и другие проблемы. К примеру, долгое время наши ученые — при всех своих реально крупных достижениях — жили в собственной, замкнутой сфере, редко доводя дело до внедрения своих идей в жизнь. Аналогов этому явлению не найти — разве что в Древней Греции, где наука, переживавшая бурный расцвет, никак не влияла на развитие техники и считалась делом сугубо теоретическим. (Исключение составляло лишь использование научных достижений в театрах для смены декораций, где, кстати, впервые и возник термин «машина»; а также в интересах военных: так некоторые — немногочисленные! - идеи Архимеда были использованы для создания метательных машин).
Но без финансирования, понятно, невозможно даже такое развитие науки. А потому последний разговор в думском комитете по образованию и науке нынешнего состава постоянно кружил вокруг темы денег.
Вот, скажем, российскую школу финансируют немного лучше, чем науку. Но все равно недостаточно. А отсюда и учеба в две, а то и в три смены, и туалеты на улице, и отсутствие технических возможностей для вынужденного дистанционного обучения, когда клюнул жареный петух, и мизерные зарплаты подавляющего большинства учителей. В «тучные годы» - вопреки всем строжайшим официальным запретам — значительную часть дефицита покрывали за счет родителей. Однако сейчас многим семьям не по карману даже собрать ребенка в школу — что уж там говорить про оплату ремонта классов! И как теперь быть?
Вот именно для того, чтобы помочь родителям со сборами, группа депутатов напоследок внесла законопроект о введении ежегодных выплат к началу учебного года в размере 10 тыс. руб. Но большинство комитета, сославшись на отсутствие средств в казне, эту инициативу провалило: «Конечно, хорошо бы поддержать,- заявили народные избранники.- Но на законопроект нет положительного заключения правительства. Поэтому голосуем против». И проголосовали.
Правда, «когда на этот год такую выплату предложил Путин, правительство деньги сразу нашло»,- пытался было напомнить остальным членам комитета Олег Смолин. Но никого из коллег-депутатов не убедил: «Возможно, следующему составу комитета удастся больше, чем нам»,- утешились они.
Будем, конечно, уповать на это и мы.