Александр Разуваев, руководитель ИАЦ «Альпари»: «Я уверен, что никаких ограничений или запрета на хождение доллара США в России не будет. Такую меру правительство и ЦБ не стали применять даже после дефолта 1998 года, когда международные резервы упали почти до нуля, а нефтяные котировки не превышали $8-9 за баррель.
Сейчас финансовые позиции России достаточно стабильны — суверенный долг составляет лишь 17% от ВВП, а наши международные резервы находятся на уровне $600 млрд. Иностранцам, в свою очередь, принадлежит около 20% казначейских облигаций РФ и 30-40% акций отечественных «голубых фишек», обращающихся на рынке. По этим ценным бумагам выплачиваются проценты и дивиденды.
Валюта нашей стране нужна для закупки импортных товаров, а рядовым гражданам — для поездок за границу. Экономическая свобода — одно из главных достижений «буржуазной революции 1991 года», и власть не станет жертвовать таким приобретением.
Риск для рядовых россиян заключается в другом — новых возможных санкциях США. Если ограничения окажутся чересчур «драконовскими» и коснутся банковской системы, то долларовые счета россиян могут быть заморожены. Поэтому угроза долларовым накоплениям граждан исходит из Вашингтона, а не из Кремля.
Существует еще одна угроза для наличной валютой, накопленной россиянами. Если Вашингтон введет единую валюту для США, Канады и Мексики (условное название — «амеро») о которой говорят уже более 10 лет, то придется менять доллары на новые денежные знаки. Гражданам этих трех стран «амеро» достанутся в соотношении один к одному, а для «плохих парней», например, русских, exchange может быть произведен по курсу — 1 к 100. Поэтому геополитические риски инвестиций в доллар очень велики и для российского правительства, и для компаний, и для рядовых граждан».
Александр Розман, старший аналитик Forex Optimum: «Гипотетически полный запрет хождения долларов в России возможен. Можно привести свежие примеры Венесуэлы и Ирана, в которых американская валюта оказалась под запретом. Однако в обоих случаях инициаторами дедолларизации выступили не страны, в которых американская валюта оказывались вне закона, а Вашингтон, который по политическим мотивам отключал страны о долларовой системы.
Поэтому российские власти, которые любят действовать «на опережение», могут пойти на временный запрет хождения долларов в стране, если будут уверены в скором отключении России от американской финансовой системы по примеру Венесуэлы и Ирана.
Любопытный пример такого запрета весной 2021 года был представлен в Белоруссии. Тогда Александр Лукашенко наделил НацБанк и правительство возможностью запрещать операции с иностранной валютой, ограничивать открытия счетов в зарубежных банках, а также требовать от юридических лиц продажи выручки в иностранной валюте. Для осуществления сделок в иностранной валюте гражданам и компаниям было предложено получать специальные разрешения.
Если и говорить о запрете доллара в России, то его параметры могут быть аналогичными с Белоруссией, но только в усеченном варианте, который будет распространяться только на американский доллар, а не на всю иностранную валюту. Именно такая «усеченность» сделает последствия запрета доллара в России гораздо более мягкими, поскольку на начальном этапе действия ограничений гражданам наверняка предоставят возможность конвертировать доллары в другие, незапрещенные денежные знаки — евро, юань или швейцарский франк».
Марк Гойхман, главный аналитик TeleTrade: «Россияне закалены многочисленными экономическими катаклизмами: обменом денег с практической конфискацией крупных купюр, заморозкой и обесценением до нуля вкладов, дефолтом, обвальными падениями рубля. Поэтому не удивительно, что периодически возникают слухи о запрете хождения доллара в стране. Опасения народа хорошо выражены в поэтической форме: «В России слух пронесся адов: мы по заслугам огребли и не получим наших вкладов. Сдал баксы — выдадут рубли». Такие мысли особенно обостряются в последние годы, когда из-за опасения западных санкций проявляются те или иные действия государства по дедолларизации.
Тем не менее, пока в России остается рыночная экономика, широкая включенность компаний и людей в международные экономические отношения, что диктует необходимость использования доллара не только вне, но и внутри страны.
Доллар в международных расчетах — наиболее распространенный, удобный, надежный «всеобщий эквивалент» с развитой и недорогой инфраструктурой платежей и переводов. Статус «американца» как основного средства расчетов между странами поддерживается десятилетиями. Например, Россия продает в Китай газ, а на полученные за него доллары покупает, например, турецкие помидоры. Три страны комфортно меняют свои товары друг на друга посредством чужой для себя валюты. Банкам этих стран предоставлен доступ к единой платежной системе и долларовые корсчета в американских кредитных организациях. Поэтому операции занимают мгновения и обходятся недорого. В таких оборотах участвует не только огромное число компаний по экспорту и импорту, но и обычные люди, покупающие туры за границу или товары в зарубежных интернет-магазинах.
Для существования такого финансового оборота нужна возможность хождения и свободная купля-продажа долларов внутри государства. Отказ от этого нанесет колоссальный удар по экономике — обрушатся целые отрасли, прежде всего, частного бизнеса. Невероятно взметнется инфляция, что резко сократит потенциал производства и инвестиций. Курс доллара взлетит в космос, а доходы населения снизятся еще ниже.
Но что делать людям, если решение об отказе от доллара даже в более мягком варианте, нежели в Венесуэле или Иране, все-таки будет принято? Такая опасность теоретически может наступить в случае обострения внешних санкций, запрещающих российским банкам переводы в долларах через корсчета в американских банках или налагающих мораторий на долларовые активы российских структур в иностранных финансовых учреждениях. В таком случае приток долларов в Россию резко упадет, а выплаты с долларовых вкладов и продажа валюты будут затруднены.
Тогда, гипотетически, валютные депозиты россиян могут быть обменены на рубли. Причем по некому установленному курсу, но, скорее всего, гораздо ниже рыночного. То же касается наличных «баксов под подушкой». Более того, в нашу страну вернется черный рынок валюты, на котором разница между ценой покупки и продажи будет еще более высокой».