Новые правила распространятся на налоговые вычеты, право на которые возникло после 1 января 2020 года. Таким образом, под упрощенку попадут все те, кто покупал квартиры по программе льготной ипотеки, запущенной в коронавирусный год.
Подать заявление на сайте ФНС можно в личном кабинете. Необходимые данные ФНС получит от банков и брокеров, которые будут участвовать в этом в добровольном порядке.
Право на имущественный вычет возникает со следующего календарного года при приобретении квартиры, доли, дома или земли. Получить его могут один раз в жизни официально работающие граждане: поскольку они платят подоходный налог в 13%, государство в виде вычета его возвращает. Вне зависимости от стоимости квартиры (хоть 150 миллионов) вернуть можно лишь до 260 тыс. рублей. Выплату могут растянуть на несколько лет – в зависимости от дохода гражданина (заявление на вычет в этом случае нужно подавать каждый год). Сразу на 260 тысяч могут претендовать люди с доходом до вычета НДФЛ в 2 млн рублей в год.
Кроме того, есть вычет по процентам за ипотеку. Здесь лимит – 360 тыс. рублей. Вычет по ИИС тоже ограничен: максимально в год можно получить 52 тыс. рублей. Это значит, что положить на счет можно максимум 400 тыс. рублей. Такой вычет можно оформлять только три года подряд.
Отметим: индивидуальные предприниматели на упрощенке, самозанятые, мамы в декрете, неофициально работающие права на вычеты не имеют.
О том, что ждет граждан в связи с новыми правилами получения вычетов, «МК» рассказал старший управляющий партнер юридической компании PG Partners Петр Гусятников.
– Как будет гарантирована правильность проверки права на вычет, если никаких документов не требуется? Не приведет ли это к росту отказов в вычете?
– Личный кабинет создается на основании персональных данных, имеющихся у налоговой службы, поэтому нет необходимости в предоставлении каких-то дополнительных документов.
Как показывает практика, многие граждане сталкивались с трудностями при заполнении декларации по форме 3-НДФЛ. При заполнении заявления через личный кабинет ФНС никаких проблем не возникает. Гражданин вводит информацию в простые и понятные каждому поля, а программа затем трансформирует это в декларацию стандартного вида. Правильно заполнить документы с первого раза сможет даже тот, кто никогда этого не делал раньше. Благодаря этому должно сократиться количество ошибок при подаче документов, и в среднем налоговые вычеты должны приходить адресатам быстрее.
Дополнительные документы понадобятся только в том случае, если у вас есть доход, с которого вы платите налог в размере 13%, и он не отражается в личном кабинете. В этом случае надо обращаться в свою территориальную налоговую, либо выяснять причину «пробела», либо подавать документы лично. Поэтому проверка сведений, отправленных через личный кабинет, не является проблемой для ФНС.
– Как будут решаться спорные моменты по заявлениям на вычет?
– Нестандартные и спорные ситуации будут разрешаться так же, как и раньше. В личном кабинете будут отражаться все действия, касающиеся вашей заявки. Если вы в чем-то ошиблись или не хватает каких-то документов, налоговая инспекция пришлет вам сообщение, с указанием на ошибку и попросит ее исправить в определенные сроки. Прикреплять к заявлению можно сканы или фотографии документов. Если у налоговой нет информации, чтобы проверить их достоверность, они попросят прийти и предъявить их лично.
– Нет ли при «упрощенке» риска создания почвы для мошенничеств? Например, фишинговых сайтов-копий страницы ФНС, где попросят ввести данные карты якобы для получения вычета…
– Я не вижу таких рисков. По сути личный кабинет налоговой не отличается от личного кабинета на сайте Госуслуг, где точно так же содержатся ваши персональные данные. Пока что про мошенничества из-за таких утечек никто не сообщал. Точно так же при массовом заполнении, например, заявлений на выплаты на детей в прошлом году через портал Госуслуг граждане указывали номера карт, и волны мошеннических операций после этого не было.