По данным Росстата, в апреле продовольствие в России подорожало на 0,75%, в годовом выражении – на 6,55%. С начала 2021 года цены выросли на 3,85%. В декабре, во избежание подобной динамики правительство заключило соглашение с производителями и торговыми сетями о заморозке цен на сахар и подсолнечное масло, а позже приняло ряд таможенно-тарифных мер.
В частности, была введены пошлины на экспорт зерна и подсолнечника. Однако на динамику продуктовой инфляции это весьма мало повлияло.
Ситуация обусловлена множеством взаимосвязанных факторов. В их числе: увеличение издержек аграрных комплексов и слабеющий рубль, из-за которого цены на импортное оборудование и сырье постоянно идут вверх.
По словам доктора экономических наук Игоря Николаева, власти умалчивают и о таких объективных вещах, как недостаточный уровень конкуренции среди производителей, неуклюжие попытки государственного администрирования цен, неэффективное регулирование тарифов естественных монополий, наконец, введенные еще в 2014 году российские антисанкции.
Похоже, рассуждает Николаев, взбесившиеся мировые рынки прицельно бьют только по России. В Евросоюзе еда с прошлого года почти не подорожала – там цены выросли на сотые доли процента, а общая инфляция не сравнима с нашей.
«Ряд продуктов производится в РФ на основе импортных семян, комплектующих, ингредиентов, - отмечает старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. - Примерно 60% продовольствия на наших полках — чистый импорт. Остальное тянется в цене за аналогами, и это уже «рука рынка».
Есть моменты, которые сложно объяснить внешними причинами. Например, рост цен на мясо и курицу, яйца связан с подорожанием кормов на 75% за последние девять месяцев. В свою очередь, корма становятся дороже из-за высокой стоимости зерна, которое выгоднее продавать на экспорт. Такая ситуация наблюдается не только в мясомолочной промышленности, но и в других секторах АПК. И это, резюмирует Анна Бодрова, не влияние внешнего фона, а плохая настройка внутренних процессов.