Читаешь результаты опроса сервисов «Работа.ру» и «Сбербанк страхование» — и гордишься респондентами: большинство из тех, кто хочет стать бизнесменами, хотели бы сделать это для улучшения своего финансового положения, чтобы обрести уверенность в будущем. Еще 44% участников опроса (они могли выбирать несколько из предложенных вариантов ответа) считают, что со своим делом получат больше свободы, а 43% хотят создавать что-то особенное. Прямо «Вишневый сад» какой-то!
Но согласитесь, какая-то тревога все-таки ощущается. И она, та самая трещина, через которую так и просачиваются сомнения, находится без труда. Вот она: из 5 тысяч участников опроса из разных регионов страны только у 3% был свой бизнес. Холодный душ! Хотеть вести свое дело, руководствуясь при этом самыми благородными мотивами, — это одно, а реально быть предпринимателем со всеми сопутствующими рисками — совсем другое. Впрочем, параллель с «Вишневым садом» остается уместной, ведь «Вся Россия — наш сад!» — так пока и остается прекраснодушным и нереализованным постулатом.
Опросы — штука популярная. И среди них немало таких, которые дают своеобразную «подсветку» этим выводам. О реальной жизни российских предпринимателей, а не о мечтах о своем деле свидетельствует, например, исследование на основании опросов, проведенное в банке «Хайс», филиале КБ «Модульбанк». Оно показало, что хотя участники опросов отдают себе отчет о рисках, связанных с ведением бизнеса без регистрации юридического лица, 42,5% не хотят регистрировать фирму.
Казалось бы, не хочешь фирму с бухгалтерией, налоговыми проверками, знакомством с пожарными и т. д. — регистрируйся как самозанятый или индивидуальный предприниматель — контакты с госорганами резко сокращаются, а налоги упрощаются. Но вот результаты еще одного исследования на базе соцопросов, о котором сообщает проект API Контр.Фокус. Цель исследования — выявить, в частности, как пережил кризисный 2020 год самый малый бизнес. Общий вывод: количество индивидуальных предпринимателей в нашей стране сократилось на 15%. Наверное, могло быть и хуже.
Можно вслед за авторами исследования подчеркивать, что ликвидация ИП — не обязательно полный отказ от ведения бизнеса. Но картина от этого принципиально не меняется: несмотря на программы поддержки малого бизнеса, его судьба в России остается очень трудной. А это, к сожалению, означает, что разрыв между теми, кто хотел бы начать свое дело (как правило, стартовые позиции — это именно малый бизнес), и кто это сделает на самом деле и сумеет при этом удержаться на плаву, будет и дальше оставаться впечатляющим.