Администрация Байдена оценивает эффект от введенных на днях санкций в отношении российского госдолга и допускает возможность их ужесточения, отмечает Bloomberg. Пока в рамках ограничительных мер финансовым институтам США запрещено участвовать только в первичных размещениях облигаций Минфина и Центробанка, независимо от валюты выпуска. Это касается бумаг, которые будут выпущены после 14 июня 2021 года.
Новый санкционный пакет не привел к обрушению отечественного рынка акций, а рубль не только не ослаб, но заметно укрепился — с 77 до 76,34 за доллар. Резервный сценарий, обдумываемый в Вашингтоне, видится намного более жестким — как по степени воздействия на рынок, так и по своим последствиям. Если американские инвесторы окажутся отсечены от вторичного рынка гособлигаций, США сильно осложнят жизнь Минфину и Центробанку РФ. Занимать деньги, кроме как на этой площадке, нашему финансовому ведомству больше негде, говорит старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова.
Сейчас на долю иностранцев приходится порядка 3,2 трлн рублей ОФЗ, из них инвесторы из США держат триллион с лишним. Выпуск этих бумаг уже состоялся. Администрация Байдена может запретить американским компаниям не то что перепродавать их на вторичном рынке, а, по сути, вообще иметь в своем инвестпортфеле, поясняет доктор экономических наук Игорь Николаев. И тогда владельцам придется избавляться от ОФЗ, предъявлять к погашению. То есть российское государство обязано купить эти бумаги, рассчитаться с нерезидентами, после чего каким-то образом возместить выплаченные им суммы. В итоге это может отразиться на расходах федерального бюджета, на различных социальных проектах и программах. Не исключено, что власти надолго откажутся от идеи проиндексировать пенсии работающим пенсионерам.
США явно не намерены ослаблять хватку. Нынешние санкции привязаны к вполне конкретным поводам — прежде всего к попыткам вмешательства в выборы и кибератакам. Но остается ряд иных обстоятельств, и это, в частности, события вокруг Навального и Украины, о которых в Вашингтоне помнят, говорит Николаев. Речь идет не о стратегии, а о тактике: как заявил Байден, Америка будет незамедлительно реагировать на любые «непозволительные действия» со стороны России. Мол, пока ограничимся принятыми мерами, а там посмотрим по ситуации.
Многие у нас считают, что ничего страшного не происходит, что нерезиденты смогут покупать ОФЗ через госбанки, какие-то дочерние структуры. В теории — да. Но заниматься этим никто не будет: игра не стоит свеч, Россия для иностранных инвесторов явно не рынок номер один, говорит аналитик «УНИВЕР Капитал» Сергей Дроздов. Как напоминает собеседник «МК», на днях банк JPMorgan распродал часть российской валюты и облигаций федерального займа, объяснив свой шаг «обострением геополитических трений между Москвой и Киевом». Возможно, это лишь первая ласточка грядущих распродаж, очень скоро иностранных держателей нашего госдолга просто не останется. Между тем для нормального функционирования экономики необходимы внешние инвестиции.
Что касается инвестиций внутренних, картина следующая. Основными игроками на рынках ОФЗ (первичном и вторичном) являются отечественные банки. ЦБ печатает деньги, раздает их банкам, те, в свою очередь, покупают облигации, потом закладывают их регулятору. Получается некий круговорот денег «из кармана в карман», без особой пользы для экономики, рассуждает Дроздов. Иностранцы же наверняка будут пересматривать свое отношение к российскому госдолгу. Их скепсис, независимо от решений властей США, обернется потерями для федерального бюджета и текущих социальных программ.