Клинская земля дала России много выдающихся имен. Композитор Петр Чайковский, ученый Дмитрий Менделеев, поэт Александр Блок, писатель Аркадий Гайдар…
В этом, как сегодня бы сказали, ряду бомонда особняком стоит фигура Арсения Григорьевича Зверева — бывшего наркома, а впоследствии министра финансов СССР. Наверняка даже не все клинские школьники знают, чем знаменит их земляк. Между тем именно он руководил государственными ресурсами СССР в годы Великой Отечественной войны. Обеспечивал необходимые средства для военной промышленности.
— Изучая биографию этого человека, я был поражен, — рассказывает скульптор Александр Рожников. — Крестьянский сын из Клинского уезда стал наркомом финансов огромной страны, да еще в такие тяжелые годы: предвоенные, военные и периода восстановления народного хозяйства...
Как сообщается в Википедии, свою трудовую деятельность Зверев начал в 1912 году, когда ему исполнилось 12 лет. Пошел работать на Высоковскую текстильную фабрику подмастерьем. Потом революция, Красная армия, финансовое образование...
Видимо, в те далекие годы тоже были «социальные лифты» для молодежи. После того как молодой человек поработал на разных должностях, в том числе в советских и партийных органах, в 1937 году сам вождь народов предложил Звереву возглавить Наркомат финансов СССР. Арсений Григорьевич вежливо отказался: не хватает опыта. Но уже через год возглавил это ведомство.
Время, понятно, было непростое: приближалась война, требовалось находить финансы на перевооружение оборонных предприятий, а еще выполнять и перевыполнять легендарные пятилетки.
Возможно, такие подробности сегодня не всем интересны. Но согласитесь, что тот период истории государства во многом перекликается с нынешним — по росту инфляции, по борьбе с ценами, по выводу страны из тяжелого финансового кризиса.
Кстати, внук Аркадия Гайдара, Егор Гайдар, тоже имевший отношение к клинской земле, мог бы многому научиться у своего земляка, который сумел не ввергнуть страну в шоковую терапию, не поставить советский рубль в зависимость от американского доллара. Тогдашнее ведомство перестроило финансовую систему таким образом, чтобы она работала на экономику.
Из основных заслуг Арсения Григорьевича историки отмечают выпуск государственных внутренних займов, который был проведен в СССР впервые. Характерна и работа печатного станка: за годы войны количество денежной массы в стране увеличилось в 3,8 раза. Вроде бы это и немало. Но в годы Первой мировой войны эмиссия в царской России была в 20 раз больше.
В 1943 году Сталин вызвал Зверева «на ковер». Сказал, что пора подумать над тем, как после Победы восстанавливать народное хозяйство. «Мысли есть?» — спросил он наркома. Зверев передал ему папку... с планом восстановления советской экономики. По сути дела, в разгар войны нарком уже знал, что и как делать после победы над фашистской Германией.
В 1944 году в СССР был достигнут бездефицитный бюджет, а в 1945-м полностью отказались от денежной эмиссии.
В 1947 году в результате проведенной денежной реформы правительству страны всего за неделю удалось вытащить из оборота около 70% денежной массы. Чтобы спекулянты, нажившиеся на войне, не смогли заранее сбросить наличность скупкой товаров, подготовка к реформе велась в обстановке строжайшей секретности. По некоторым сведениям, жены сотрудников Наркомата финансов, в том числе и самого наркома, в течение нескольких недель вообще не выходили из своих квартир. Чтобы не было никаких утечек информации.
В 1947 году в СССР в достаточно короткий период времени были отменены карточная система и нормированное распределение продуктов, цены в магазинах начали снижаться.
В отставку главный финансист СССР ушел в 1960 году, когда ему было 60 лет.
— Нынешняя администрация Клинского городского округа чтит заслуги своего выдающегося земляка, — рассказывает Александр Рожников. — Глава округа объявила конкурс на проект памятника Звереву. Скульптурная композиция планировалась к открытию к 9 Мая прошлого года — к 75-летию Победы и 120-летию Зверева. Но из-за пандемии открытие решили перенести на нынешние майские праздники.