По данным сервисов продажи, больше всего подорожали билеты из Москвы. Так, цена перелета из столицы в Набережные Челны по сравнению с доководным периодом увеличилась на 121%, в Томск — на 91%, Нижнекамск — на 88%, Чебоксары — на 46%. Стоимость авиабилетов из Москвы в Краснодар, Ростов-на-Дону, Минеральные Воды, Ульяновск, Ханты-Мансийск, Якутск и Сыктывкар выросла на 30–36%.
Более чем на 15% подорожали перелеты из российской столицы в Сочи, Калининград, Казань, Волгоград, Иркутск, Сургут, Симферополь, а также из Сочи в Санкт-Петербург и Ростов-на-Дону. Заметно прибавили в цене перелеты из Сочи в Пермь — плюс 58%, из Новосибирска в Нижневартовск — 41%.
Ранее стало известно, что примерно в такой же пропорции растут цены на билеты в открытые для России страны. Так, перелет в Дубай подорожал на 54% в сравнении со «здоровым» 2019 годом. Направление Москва-Анталия выросло по стоимости на 50%. Перелеты в Грецию и на Кипр (открылись для россиян с апреля 2021-го) стали дороже на 10%.
Самое главное, чего пытаются достичь авиакомпании через повышение стоимости билетов - это компенсировать свои потери прошлого года. Поскольку доступны для полетов далеко не все направления, билеты сильно дорожают на вновь открывающихся маршрутах, рассказывает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. По его словам, если бы перелеты были открыты сразу по всем направлениям, то и подорожание не было бы таким значительным – компании смогли бы «размазать» повышение по многим предложениям.
Кроме того, конечно, сказывается и то, что нужно вносить платежи по лизингу, компенсировать затраты на простой персонала, да и авиакеросин подорожал. При этом билеты больше всего выросли на международные рейсы, поскольку именно эти направления дают компаниям прибыль. Внутренние перевозки как были, так и остаются убыточными для авиаперевозчиков, поэтому рост стоимости билетов здесь, по оценкам нашего собеседника, не такой значительный.
«Подорожание продолжится и дальше, по мере того как будет восстанавливаться география полетов. Но чем больше маршрутов будет открываться, тем меньше будут расти цены - ассортимент предложения вырастет, можно будет повышать стоимость на большем числе маршрутов. Но по мере ослабления рубля эта тенденция все равно будет постоянной – рост стоимости билетов со временем замедлится, но возврата к прежним, доковидным ценам уже не произойдет», - убежден эксперт.
Учитывая затянувшееся падение доходов, продолжающуюся пандемию, опасность попасть в карантинные ограничения за границей, часть россиян, конечно, откажется от полетов, полагает Деев. «Вероятнее всего, что к уровню 2019 года пассажирские авиаперевозки не вернутся на протяжении 2-3 лет, - говорит аналитик. - По сравнению с допандемийным годом, в 2021-м, даже без новых локдаунов, сокращение пассажиропотока можно ожидать на уровне 20-30%».
Позиция Минтранса, который не признает данные агрегаторов в качестве корректного источника информации по ценам на билеты, напомнила главному аналитику TeleTrade Марку Гойхману известный мем из фильма «ДМБ»: «Видишь суслика? Нет. А он есть!» «Вот и рост цен есть. Очевидно, коллизия в том, что изменение цен значимо различается по определённым направлениям и авиакомпаниям», - считает аналитик.
По его мнению, в среднем по отрасли ситуация не кричащая. Агрегаторы же выделяют внутри страны сильное повышение стоимости в основном на урало-сибирские маршруты и южные курорты. Первое может быть связано, например, с большими расстояниями. Они требуют высокого расхода топлива, сильно подорожавшего из-за роста оптовых цени девальвации рубля. Второе – следствие увеличения спроса на южные направления в преддверии сезона отпусков и из-за закрытых зарубежных курортов.» В таких условиях цены становятся «неэластичными»: то есть, мало влияют на спрос и продажи, поскольку альтернативы недостаточны», - считает Гойхман.
Кроме того, по его мнению, в ценообразовании важную роль играет различное финансовое состояние и размер затрат конкретных авиакомпаний, осуществляющих рейсы по определённым маршрутам, а также количество и заполняемость их рейсов. «Постепенно, в случае восстановления объёмов перевозок, продолжения относительной стабилизации курса рубля, перераспределения техники по маршрутам под воздействием рыночных факторов, динамика цен способна стать более ровной и адекватной, в крайнем случае, лишь немного опережающей общую инфляцию», - полагает эксперт. По его мнению, среднее подорожание авиабилетов в течение года может составить до 10%.