- Прошло почти два месяца с тех пор, как правительство направило президенту свои предложения по индексации пенсий работающим пенсионерам. Однако Кремль пока не спешит с ответом. С чем связаны такие долгие раздумья? Может быть, решение готовят к выступлению Путина перед Федеральным собранием?
- Об индексации пенсии говорили давно. В прошлом году, например, во властных коридорах велись настоящие баталии: депутатский корпус выступал за индексацию, а финансовый блок, в первую очередь, Минфин, парировал: мол, в бюджете денег нет, индексация не предусмотрена. Однако президент поддержал идею возвращения индексации, поэтому не остается сомнений, что в каком-то виде ее проведут. Как вариант, более конкретные предложения будут озвучены президентом Федеральному собранию. Второй вариант, почему так долго принимают решение об индексации – нужно время, чтобы все взвесить. Есть несколько возможных вариантов возврата индексации. Вероятно, властям важно просчитать, какой сценарий будет самым оптимальным с точки зрения социальной справедливости и расходов бюджета, чтобы не получилось по поговорке «хотели как лучше, а получилось как всегда». Граждане очень остро относятся ко всему, что связано с пенсиями и пенсионной реформой, поэтому важно предусмотреть все риски. Кроме того, задержка может быть связана с тем, что внутри правительства так и не могут договориться: сейчас у страны не так много свободных ресурсов, из-за пандемии расходы сильно выросли. Индексация – не одномоментная история, на нее нужны деньги.
- Какие есть варианты индексации пенсий работающим?
- Первый - индексировать страховые пенсии с 2022 года (чтобы успеть заложить расходы в бюджет), а все недоиндексированное с 2016 года вернуть в индивидуальном порядке каждому, когда пенсионер прекратит работать. Это самый экономный вариант для бюджета, но самый маловероятный. Раз уж говорят об индексации, нужно что-то более оптимистичное.
Второй способ – выбрать категории пенсионеров, которым выплаты проиндексируют полностью или в первую очередь. Это могут быть те, у кого пенсия ниже определенного уровня, инвалиды, люди с выслугой лет или работающие на вредных производствах. Такой вариант возможен и логичен с точки зрения социальной направленности, и для бюджета не так напряженно.
Третий вариант – поэтапная индексация всего, что не доплачено с 2016 года. То есть индексировать выплаты можно, например, в определенной пропорции раз в полгода или ежегодно. Пенсии индексируют всем, но постепенно, как бы в «рассрочку». В этом случае нагрузка на бюджет будет не столь критичной.
Четвертый вариант – самый ожидаемый, справедливый и самый затратный: проиндексировать всё, всем и сразу за все прошедшие годы.
Альтернативой индексации могут быть единоразовые выплаты пенсионерам: тогда и с введением сложных схем индексации можно повременить. Подчеркну: это мои предположения, но вполне возможно, что правительство рассматривает совсем другой вариант.
- Какой из описанных вами вариантов индексации наиболее вероятен?
- Думаю, второй или третий. Сейчас трудно прогнозировать: мы пока не услышали никаких конкретных предложений из властных коридоров, знаем только, что вопрос рассматривается.
- Но ведь вопрос могут рассмотреть и с отрицательным вердиктом: продлить мораторий на индексацию. Такой вариант возможен?
- Едва ли. Вопросом занялся сам президент, который, видимо, обратил внимание на то, что пенсии работающим не индексируют. Точнее, их индексируют, добавляя в августе максимально 3 пенсионных балла, но в денежном выражении получается всего 279 рублей. Это мизерная прибавка, учитывая, что за работающего пенсионера начисляются взносы в ПФР и налоги. Даже при зарплате в 20 тыс. рублей в месяц, в Пенсионный фонд идут отчисления на сумму 52 800 рублей в год. Взамен же пожилой трудящийся получает прибавку всего 3 350 рублей в год максимально.
Вопрос - целесообразно ли было для государства отменять индексацию работающим - остается открытым. С отменой индексации число работающих пенсионеров, которых в 2015 году насчитывалось 16 млн, сократилось на 7 млн человек. Мы прекрасно понимаем, что не все 7 млн уволились, предпочтя индексацию пенсии зарплате. Совершенно очевидно, что часть работающих просто ушла в тень, то есть перестала платить налоги и страховые взносы. Даже если 3 млн человек, пусть с минимальной зарплатой, ушли в тень, то на этом Пенсионный фонд теряет 158 млрд рублей в год. А есть еще недополученный НДФЛ и выплаты в другие социальные фонды. Может быть, для бюджета выгоднее было не отменять индексацию?
- Думаете, спустя пять лет власти пришли к осознанию своей ошибки? Ведь совсем недавно официальной позицией правительства был тезис министра финансов Силуанова о том, что работающим инфляцию компенсирует зарплата и это справедливо.
- Позиция могла поменяться – в том числе, из-за пандемии, которая сильно подкосила семейные бюджеты и доходы населения. В трудовом законодательстве есть положение об обязательной индексации зарплат, но при наличии у компании финансовых возможностей. В коронакризис немногие компании смогли проиндексировать заработную плату, хотя бы на уровень инфляции, сокращали работников, урезали оклады и премии. Так что, индексация пенсий работающим могла бы стать еще и мерой антикризисной поддержки, повысить доходы населения и сдержать рост числа бедных.