Согласно указу, если после получения выплаты в 50% доход семьи не превысил величину регионального прожиточного минимума на душу населения, сумму повысят до 75%. В итоге на ребенка семья получит не 5,5 тысяч, а около 8,5 тысяч рублей. Если и после этого доход семьи не дотянет до прожиточного минимума, то выплата составит 100%. В этом случае в среднем по стране сумма на одного ребенка уже составит 11,5 тысяч рублей. Прием заявлений на обновленные выплаты начнется с 1 апреля, а перерасчет выплат будет произведен с 1 января 2021 года.
Председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов высказал мнение, что поскольку российская семья в подавляющем большинстве случаев «чудовищно недофинансирована», то это станет хорошим подспорьем для многих. Однако, на его взгляд, существуют и более эффективные механизмы поддержки многодетных семей:
– По поводу реализуемости этого указа отмечу, что это не та сумма, которая обрушит бюджет, деньги у государства на это заложены. Не надо забывать, что идет подготовка к выборам в Госдуму осенью этого года. Другой момент заключается в том, что у нас борются между собой два принципа по поддержке детей: один – принцип нуждаемости, то есть чем больше нуждаемость, тем больше выплат, а тем семьям, у которых среднедушевой доход выше прожиточного минимума, вообще ничего не положено. Второй принцип – это поддержка каждого ребенка, вне зависимости от дохода на члена семьи. И если для малодетных семей это еще не столь существенно, то для семей с 3-5 детьми такая помощь очень важна. Я убежден, что любым многодетным семьям, нуждающимся и не нуждающимся, должны полагаться такие выплаты на несовершеннолетних детей.
По мнению Крупнова, вместо того чтобы ранжировать детские выплаты по уровню доходов, эффективней было бы «перейти к стандарту качества и уровня жизни каждого ребенка в нашей стране». То есть вводить федеральные и региональные стандарты и соблюдать их. В этом случае каждый ребенок будет обеспечен всем необходимым для нормальной жизни, например, качественным питанием, базовой одеждой, школьной формой, хотя бы недорогим смартфоном и так далее. Вызывает беспокойство то, что отдельные нуждающиеся семьи могут потратить эти деньги не на детей, а на какие-то свои цели, например, на накопившиеся долги по ЖКХ, а хуже всего, иногда и на алкоголь, какие-то другие специфические нужды взрослых.
– Что плохого, например, в тех же талонах, которые раньше практиковали? Можно было бы выдавать такие талоны на школьную форму, на подготовку к школе, на ноутбук старшекласснику, на музыкальный инструмент тем, кто обучается в музыкальной школе, и так далее. С другой стороны, учитывая современные возможности цифровизации, можно было бы забить определенную услугу таким образом, чтобы детские выплаты шли на определенные детские цели. Вроде бы хорошая идея – раздать всем бедным семьям деньги, но точно ли мы знаем, куда они пойдут на самом деле и, главное, уверены ли мы, что этих денег хватит на минимально необходимый уровень и качество жизни каждого ребенка?
Минтруда РФ, между тем, разъяснило у себя на сайте схему выплат. Ведомство отмечает, что задача правил 2021 года – «обеспечить максимальную адресность выплаты, предусмотрев комплексную оценку нуждаемости, включающую оценку доходов и имущественной обеспеченности граждан, сохранив простой способ получения выплаты: по одному заявлению, поданному в электронном виде или в МФЦ (органах соцзащиты)».