Пенсионный возраст в Китае будет поэтапно повышаться, сообщил премьер Госсовета КНР Ли Кэцян. Причем, по его словам, к решению этой задачи государство приступит в 2021-2025 годах - в рамках 14-го пятилетнего плана социально-экономического развития. Ситуация напрямую связана с процессом стремительного старения нации, который неминуемо ведет к нехватке рабочей силы, снижению темпов роста ВВП и ухудшению уровня жизни населения.
Между тем на днях председатель КНР Си Цзиньпин заявил об окончательной победе над крайней бедностью. Достигнутой, добавим, во многом благодаря введению в стране в 90-е годы пенсионной системы, которая сегодня нацелена на охват всех категорий граждан, а не только привилегированной прослойки «старых большевиков» - как это было еще четверть века назад. Заметим, что ключевым элементом развития китайской пенсионной системы является демографический фактор: по оценкам экспертов, к 2050 году около 35% населения страны (487 млн из 1,4 млрд) будут составлять люди пенсионного возраста. А уже к 2035-му двум работающим придется содержать одного пенсионера.
О том, что правительство прорабатывает детальный план повышения пенсионного возраста (есть информация, что до 65 лет и для мужчин, и для женщин), неделю назад сообщил и замминистра трудовых ресурсов и социального обеспечения Ю Цзюнь. Сегодня мужчины в Китае имеют право выходить на заслуженный оплачиваемый отдых с 60 лет, женщины – с 55. Ю Цзюнь отметил, что после основания КНР в 1949 году средняя продолжительность жизни составляла около 40 лет, в 2019-м этот показатель вырос в среднем до 77,3 года, а для городского населения даже превысил отметку в 80 лет.
«С международной точки зрения, отсрочка выхода на пенсию является обычной практикой во многих странах, - напомнил чиновник. – В крупных государствах этот показатель обычно превышает 65 лет. Наш план должен основываться на мировой практике. Это важное решение не только позволит раскрыть в полной мере трудовой потенциал, но также повысит устойчивость системы социального обеспечения и лучше защитит основные жизненные потребности людей».
Задуманная мера станет очередным этапом вынужденных масштабных преобразований в пенсионной сфере, стартовавших в девяностые годы. Еще сравнительно недавно китайцам в старости приходилось рассчитывать исключительно на поддержку своих детей, что в условиях прежней модели демографической политики «одна семья-один ребенок» было крайне сложно. Никаких пенсий в современном понимании не существовало. Но, поскольку нация быстро старела, а доля городского населения – росла (в 80-е годы - около 20%, сегодня – более 60%), государство задумалось о пенсионной реформе. Ее начало было положено в 1997 году – тогда Госсовет КНР принял постановление «О создании единой базовой пенсионной системы для работников предприятий».
В дореформенный период эта система представляла собой прямые выплаты госпредприятий своим сотрудникам. Китай шел по советскому пути строительства колоссальных производственных комплексов во многих районах и городах, где работала значительная часть местных жителей. И у каждого такого объекта был свой, «карманный» пенсионный фонд. Когда предприятие становилось убыточным, в кризисе оказывалась и эта локальная «кубышка», а люди оставались без пенсий. Государство решило укрупнить пенсионные фонды до масштаба региональных структур. Это позволило тем фондам, где образовался профицит, субсидировать те, что страдают от недостатка средств.
Таким образом, единого государственного Пенсионного фонда, как в России, в КНР – нет. Зато есть некие «головные» фонды на уровне каждой провинции, которых в Поднебесной 34.
«Абсолютный приоритет для китайских властей – не допустить социальной дестабилизации из-за падения доходов граждан, - отмечает в беседе с «МК» доктор исторических наук, руководитель Школы востоковедения НИУ «Высшая школа экономики» Алексей Маслов. – Собственно, поэтому они и провели реформу, введя принцип полного покрытия пенсиями всего населения страны. В 1997-м государство запустило два пилотных проекта – в Шанхае и Гуанчжоу. Система социального страхования работников заработала сначала на уровне провинций, затем – на общенациональном. Процесс шел с южных районов на более бедные северо-западные».
Сегодня в Китае существуют три основных вида пенсий – городская, сельская и пенсия госчиновников, рассказывает Маслов. Городская, наиболее распространенная, в целом похожа на российскую страховую: с одной стороны, она формируется из взносов сотрудника в виде отчислений в размере 3% от зарплаты, с другой, почти 10% от зарплаты направляет в пенсионный фонд компания.
Работодатели крайне недовольны, что их доля растет с каждым годом, но выхода у них нет. Пенсионные фонды зачастую не справляются со своими прямыми обязанностями, основная масса имеет огромный бюджетный дефицит и задолженность перед получателями, исчисляемую миллиардами долларов. Лишь 4-5 районов Китая способны регулярно выплачивать пенсии из собственных резервов, остальные делают это исключительно за счет государственных трансфертов, с грехом пополам.
Финансовые сложности обусловлены как раз старением населения, которое происходит быстрее, чем растут пенсионные фонды. Сокращается численность молодых, трудоспособных граждан. Сейчас в ряде провинций на северо-востоке Китая, прилегающим к России, на одного неработающего пенсионера приходится 1,4-1,6 работающих людей. Разница в размере пенсий для жителей условно благополучного Шанхая и небогатого Синцзян-Уйгурского автономного округа может быть восьмикратной. Если говорить о средней городской пенсии, отмечает руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ, то это примерно 2550 юаней – 29 тыс. рублей по текущем курсу Центробанка РФ.
Крестьяне, не имеющие специального дохода, а также безработные городские жители получают минимальное пенсионное пособие (до 2009 года этих выплат не было вовсе, и стариков содержали взрослые трудоспособные дети). В среднем по стране оно составляет 600-700 юаней - около 6800-7900 рублей, но кое-где достигает 1200 юаней - 13600 рублей. Еще один вид пенсий – у госслужащих. За счет щедрых доплат от государства, они находятся в наиболее привилегированном положении, поясняет Маслов. Какой-нибудь чиновник среднего звена в Пекине может рассчитывать на пенсию порядка 3,5 тысяч юаней (около 40 тыс. рублей) в месяц. Что касается трудового стажа, дающего право на пенсию в целом, то он должен быть не менее 15 лет. В течение этого периода выплачиваются взносы в пенсионный фонд.
«Китайское экономическое чудо возникло на исключительно благоприятной демографической почве: в прежние времена в стране было очень мало стариков, - говорит профессор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. – Это снимало с государства пенсионные расходы и обеспечивало бешеные темпы роста ВВП. Теперь же Китай – самая быстро стареющая нация на планете».
Эта ситуация, по словам собеседника «МК», может не только спровоцировать острый экономический кризис в Китае, но и создать условия для масштабных социальных протестов, и даже – привести к дезинтеграции страны, некогда искусственно объединенной из многих разноязыких территорий. В случае гипотетического кризиса люди вполне могут спросить у правительства: «А зачем вы нам нужны, если даже не сумели сберечь наши накопления, в том числе – пенсионные?» Чтобы поддерживать устойчивость пенсионной системы и лишний раз не раздражать широкую общественность, власти стараются не накладывать на бизнес и граждан дополнительные обязанности по выплате страховых взносов, хотя полностью избежать этого не удается.
«Проблема наполняемости бюджетов пенсионных фондов существует не только в Китае и России, но и во многих европейских странах. Невозможно не считаться с демографическими факторами, со структурой населения, с процессом его старения. Поэтому правительство КНР и поддерживает пенсионные фонды трансфертами из госказны», - резюмирует доктор экономических наук Сергей Смирнов.
В общем, ситуация с пенсиями в Китае неоднозначная. Намереваясь повысить пенсионный возраст, государство хочет разом «убить несколько зайцев». Во-первых, смягчить долговое бремя пенсионных фондов в регионах, во-вторых, снять нагрузку с взрослых детей, которым приходится содержать престарелых родителей, в-третьих, купировать любые потенциальные ростки социальной напряженности, в-четвертых, пополнить скудеющий рынок рабочей силы. Однако, повышение пенсионного возраста – что хорошо известно россиянам на своем опыте – редко воспринимается населением как благо и мало способствует повышению популярности власти. Теперь этот путь предстоит правящей элите Китая.