Американские законодатели, давно пытающиеся остановить "Северный поток-2", отнеслись к случившемуся с недоумением. Так, член комитета по международным отношениям сената Джим Раш заявил, что «глубоко обеспокоен и разочарован докладом Госдепартамента». На неадекватность санкций, направленных против «зловредного российского трубопровода», указал и член комитета по иностранным делам палаты представителей Майкл Маккол. Смысл этих реплик сводится к одному: строительство СП-2 необходимо остановить в любом случае, поскольку соответствующие предписания, принятые при двухпартийной поддержке, закреплены в последних двух оборонных бюджетах США. То есть, закон превыше всего.
Но, похоже, евроатлантическая солидарность для команды Байдена важнее, чем коммерческие интересы по сжиженному газу и поддержка Украины, заметил, в свою очередь, глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев. По его мнению, «США будут продолжать препятствовать проекту, но скорректируют свою линию в отношении его европейских, прежде всего, германских участников».
Поведение Трампа в вопросе СП-2 отличалось зашкаливающей токсичностью. Немцы и в целом европейцы не могли смириться с беспардонной риторикой президента-бизнесмена, и они перешли к активной обороне - стремительно отдаляясь от США и в экономическом, и в политическом плане. Разумеется, администрацию Байдена такая ситуация категорически не устроила, рассуждает ведущий эксперт Института современного развития Никита Масленников. По наблюдению собеседника «МК», чтобы избежать разрастания кризиса во взаимоотношениях с Евросоюзом, новое американское руководство решило смягчить позицию по «Северному потоку-2». При этом в Вашингтоне помнят, что «Северный поток-1» (заработавший в 2011 году) был на первых порах загружен лишь наполовину, и рассчитывают, что «СП-2» ждет та же участь. По словам Масленникова, речь идет о некой рокировке: США закрывают глаза на проект, а европейцы, со своей стороны, наращивают инвестиции в экспортную инфраструктуру американского СПГ.
В докладе Госдепа фигурируют только две российские организации и 18 немецких, которые уже вышли из проекта. И этот факт – явный реверанс со стороны США в адрес Германии, отмечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Между тем, рассказывает он, сейчас в строительстве газопровода задействован целый флот: в водах Дании находятся баржа «Фортуна», буксиры «Катунь», «Вени» и «Умка», а также судно-наблюдатель «Балтийский исследователь» и спасательное судно «Мурман». Кроме того, в Мукране (на базе оператора проекта Nord Stream-2) находятся буксир «Финвал», многофункциональное ледокольное судно «Юрий Топчев», судно обеспечения DP Gezina и якорезаводчик (помогает зафиксировать суда-трубоукладчики с помощью якорей) Artemis Offshore.
Продолжать список можно долго. Так, судно-трубоукладчик «Академик Черский» стоит с конца января неподалеку - в порту Висмар на севере Германии. То есть, прокладчики трубы, по идее, готовы в экстренных ситуациях использовать для работы любую конфигурацию судов.
И это разумно, поскольку пока точно не ясно, какие санкции ждут «Фортуну». Сейчас это главное судно на проекте, поскольку именно оно непосредственно укладывает трубы. Основная техническая проблема связана с его низкой скоростью, которой не хватит, чтобы закончить прокладку двух ниток «СП-2» до конца весны, как было ранее обещано. Необходимо подключение «Академика Черского», но судно уже полгода не может приступить к работам, поскольку из-за санкций США не получило разрешительный сертификат. Так что, отмечает Деев, завершение строительства и ввод в эксплуатацию газопровода по-прежнему остаются под вопросом.
Если не возникнут обстоятельства неодолимой силы, «Северный поток-2» войдет в строй до конца года, считает старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. В проект инвестирован слишком серьезный объем финансовых средств – как российских, так и европейских (суммарно $11-12 млрд), чтобы бросить его на стадии 97-процентной готовности.