Европа подтвердила свою приверженность энергопереходу на политическом уровне: в 2019 году страны ЕС подписали «Зеленую сделку», обязавшись к 2050 году свести на ноль выбросы парниковых газов. Уже сейчас участники сделки обещают отказаться от тепловых станций, запретить автомобили с бензиновыми и дизельными двигателями, перестать финансировать углеродные проекты. А с 2023 года еще и ввести «углеродный налог» на некоторые импортируемые товары. По замыслу авторов, новый налог должен ударить по производителям, использующим на своих линиях ископаемое топливо – газ, нефть и уголь. Но, по мнению некоторых европейских профессиональных ассоциаций, главными пострадавшими могут оказаться сами европейцы.
Эксперты уже не первый год говорят о переносе энергозатратных производств из Европы в страны с менее жесткой климатической политикой, вслед за которыми уходят инвестиции, рабочие места и компетенции. Введение налога еще больше увеличит расходы компаний-поставщиков на рынок ЕС, вызовет ответные меры стран-экспортеров и снизит конкурентоспособность европейских производителей, что чревато экономическими проблемами в виде роста цен и безработицы.
Для сохранения конкурентоспособности Европы местные ассоциации предлагают ряд срочных мер. Среди них раздача бесплатных квот на выбросы, введение скидки на экспорт из ЕС для компенсации расходов на выплату углеродных сборов, снижение углеродных сборов с поставщиков ресурсов в ЕС, если они обязуются покупать продукты переработки этих ресурсов из Европы. Об этом просят европейские производители металлов, нефтепродуктов, стекла, сахара и многих других товаров. Но у сторонних наблюдателей возникает резонный вопрос, а стоит ли вводить драконовские меры, чтобы потом свести их на нет послаблениями?
В России, во всяком случае, риски введения обременительных для экономики мер по защите климата понимают и в правительстве, и в деловых кругах. Эти вопросы, по мнению вице-премьера Виктории Абрамченко, «имеют трансграничный характер и не должны являться инструментами торговых войн и санкций одного государства по отношению к другому. При этом мы должны отстаивать наши национальные интересы и внимательно отрабатывать обязательства, а также риски, связанные с экспортом наших товаров». В этом ее поддерживает и куратор ТЭК Александр Новак. По его словам, «Экспортируемые Россией товары потребляют всего 20% от всей производимой электроэнергии, мы как минимум можем обеспечить подтверждение чистоты реализуемой на экспорт продукции».
Пока европейские лидеры думают над тем, как снизить влияние углеродного налога на экономику, масло в огонь споров экологических активистов и климатических скептиков подлил «русский мороз», явившийся на европейскую землю как всегда, неожиданно. Снег и двадцатиградусные морозы накрыли не только относительно привычные к ним Германию, Скандинавию и Англию, но и Юг Европы, а также Средиземноморье. Сугробы пришлось разгребать даже в Израиле, где снег не видели уже пару лет, и даже в жаркой Ливии. А в Мадриде, Афинах и Стамбуле снегопады и холода приблизились к рекордным отметкам.
Мороз и снег надежно сковали ветрогенераторы и солнечные панели не только в Европе, но и в Азии, и в Северной Америке. В Германии остановились 30 тысяч генераторов и застыли миллионы солнечных панелей, в Техасе массовые отключения электроэнергии заставили людей отсиживаться в автомобилях, чтоб не замерзнуть. Единственным доступным решением оказалось использование для обогрева и производства энергии ископаемого топлива, что вызвало взрывной рост спроса на газ, уголь и даже дрова. Даже в Швеции, примерно вышколенной климатическими активистами, пришлось запустить резервные ТЭС, работающие на мазуте. Жителям посоветовали не включать электроприборы.
В такой ситуации жителям Азии и Европы приходится наращивать закупки энергоресурсов из России и мечтать о лете. А вдруг оно снова окажется жарким – откуда придется брать энергию для кондиционеров? Не электромобилями же топить. Сплошные вопросы.