МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

После пуска "Северного потока-2" Украина "покроется паутиной"

Почему Киев так боится нового газопровода

Глава украинского «Нафтогаза» Андрей Коболев признался, что введение в эксплуатацию нового российского трубопровода «Северный поток-2» является вопросом «жизни и смерти» экономики Незалежной. Насколько это заявление резонно, нам рассказали эксперты.

Автор: Campbeca. Фото: ru.wikipedia.org

«Как только у российской стороны появится возможность полностью перенаправить топливные потоки в обход Украины, то наша газотранспортная система (ГТС) превратится в «просто сеть трубопроводов», — предупредил украинский чиновник. Коболев, как минимум, опережает события: по условиям контракта, «Газпром» до 2024 года заплатит Киеву около $5 млрд за транзит энергоресурсов. Но после начала полноценной работы СП-2 поставки российского топлива через украинскую транспортную систему упадут в несколько раз, а бюджет Незалежной недосчитается 5-10% своих доходов.

«Украина является важным транзитером газа в Германию, Италию и Францию, а газотранспортная система страны — часть системы обороны Украины», — написал на своей странице в соцсети Коболев, подчеркнув, что ввод в эксплуатацию СП- 2 «является вопросом жизни или смерти» для экономики страны и ее граждан.

Так ли все драматично? Как полагает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов, заявление главы «Нафтогаза» можно считать несколько преждевременным, хотя и не нарушающим экономическую логику. Последнее соглашение о поставках российского газа по территории Украины было подписано в конце 2019 года. Стороны заключили пятилетний контракт, согласно которому Россия обязалась прокачать через украинскую транспортную систему 65 млрд кубометров за первый год и еще по 40 млрд кубов — в последующие четыре года.

Ежегодный экспорт такого объема сырья через Украину должен обходиться России приблизительно в $1,25 млрд (около $5 млрд за пять лет). Однако за 2020 год Киев получил от «Газпрома» более $2 млрд, что составило примерно 5% доходов государственного бюджета Незалежной. Более того, в январе «Нафтогаз» выплатил налоги, превысившие 10% доходов украинской казны.

По словам директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, Россия в 2020 году экспортировала через Незалежную не минимальные 40 млрд кубометров, а рекордные 56 млрд кубов. Более того, «Газпром» предоставил Украине аванс, заранее оплатив поставки 65 млрд кубометров. Исходя из этих цифр можно сделать вывод о том, что речь идет не столько о «жизни и смерти», сколько о существенном финансовом потоке, в наличии которого Киев крайне заинтересован.

В то же время и российские, и западные эксперты уверены, что Москва не слишком озабочена продлением газотранспортного контракта с Украиной. Изношенность ГТС Незалежной по самым скромным оценкам составляет не менее 50-60%. По словам украинского экономиста Александра Дудчака, еще в 2010 году модернизация газотранспортной системы оценивалась в $7 млрд. За прошедшее десятилетие у «Нафтогаза» едва хватало средств на капитальный ремонт сетей, а инвестиции в развитие осуществлялись в основном на бумаге.

Например, в 2019 году была создана международная рабочая группа по формированию нового оператора украинской ГТС, в которую вошли пять европейских компаний: бельгийская Fluxys, голландская Nederlandse Gasuni, итальянская Snam, словацкая Eustream и французская GRTgaz. Контрагенты обещали инвестировать не менее $1 млрд, но Киеву этого показалось мало. В общей сложности Украина оценила свои трубы в $14 млрд и предложила иностранным партнерам купить долю в 49% за половину от этой суммы. Европейцы отказались от сделки: они посчитали, что эксплуатация украинских сетей — дело чересчур затратное. Газотранспортная система Незалежной является одной из самых протяженных в мире: в нее входят десятки распределительных сетей, газохранилищ, компрессионных и газоизмерительных станций. «Доходов Украины от транзита российского сырья могло бы хватать как на обеспечению бюджета и поддержку социальных программ, так и на совершенствование газовой артерии страны», — полагает Пикин.

По мнению эксперта, пока Киев пользуется моментом: соглашение по обязательному транзиту из России в Европу завершается только в 2024 году. «По крайней мере, еще четыре года Украина может спать спокойно. Но при полноценной работе СП-2 и «Турецкого потока - 2» потребности России в украинских ГТС снизится до 25%. Контракт закончится и привычное финансирование из Москвы прекратится», — отмечает Пикин. По его словам, за Киев еще не раз заступится Вашингтон, но даже американские санкции против СП-2 не подключат «Нафтогаз» в необходимым инвестиционным ресурсам. «Поэтому трубы Незалежной уже через несколько лет рискуют зарасти паутиной», — прогнозирует собеседник «МК».

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах