МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Калуга как прикрытие?

Кто на самом деле построит трамваи для «Синары»?

Административный ресурс – сильный козырь. Однако не всегда его использование приводит к желаемому результату. Нечто подобное, по всей видимости, произошло с группой «Синара – транспортные машины» (СТМ), которая заявила о планах по созданию производства трамваев на площадке «Калугапутьмаша» по лицензии чешской Skoda. Однако потом руководство холдинга сменило курс и, по сути, ввело в заблуждение калужского губернатора Владислава Шапшу, пообещав на старте многомиллиардные инвестиции в проект. Все раскрылось после проверок, спровоцированных отправлением в Минпромторг ложных сведений о калужской промплощадке, акта экспертизы местной ТПП.

Фото: pixabay.com

В августе прошлого года председатель совета директоров СТМ Александр Мишарин обещал Владиславу Шапше до 2021 года вложить 1,7 млрд рублей в реконструкцию производства на «Калугапутьмаше». Прошло полгода, а воз и ныне там. Все это время шло не развитие производства, а непонятная игра с Минпромторгом.

Руководство холдинга направило в адрес министерства заявление от имени ООО «Синара-Шкода» и акт экспертизы калужской ТПП. На основе этих документов по идее должен был проводиться аудит технологических операций и быть принято решение о выдаче заключения о подтверждении производства трамвайной продукции на территории РФ. Без заключения Минпромторга трамваи невозможно продавать для государственных и муниципальных нужд. Загвоздка заключалась в том, что акт экспертизы позже был отменен, поскольку указанные в нем данные не соответствовали действительности.

«Требования, которым продукция должна соответствовать, чтобы считаться произведенной в России, четко прописаны в Постановлении правительства РФ от 17 июля 2015 года № 719. Среди них – полноценная производственная площадка со сборкой, сваркой и покраской продукции, изготовлением ее элементов, наличие в России сервисного центра по обслуживанию продукции, представление опытных образцов. Скорее всего, что в «Синаре» знали об этом постановлении и закрепленных в нем критериях, иначе представители компании не обратились бы в калужскую ТПП за получением акта экспертизы. Проведение силами ТПП проверки и последующее подписание акта экспертизы положено по процедуре получения продукцией статуса российской. Именно ТПП, как сторона независимая, должна дать объективное заключение о том, что продукция соответствует требованиям постановления, – прокомментировал ситуацию гендиректор юридической компании «А-лекс групп» Александр Шичкин. – И вот о чем думали эксперты местной ТПП, выдавая документ? Они либо злоупотребили своим положением, либо были введены в заблуждение. Однако данные факты могут быть проверены только правоохранительными органами».

Но если калужская ТПП так или иначе выдала документ, то Минпромторг подыгрывать холдингу не стал и дважды – в августе и октябре 2020-го – отказал «Синаре» в выдаче статуса производителя российских трамваев. Основная причина – отсутствие на площадке АО «Калугапутьмаш», возглавляемого Валерием Савченковым, «фактического производства заявленных товаров».

Позже выводы Минпромторга подтвердила проверка Генпрокуратуры, по итогам которой за нарушения, допущенные при проведении экспертизы, президенту ТПП Калужской области Виолетте Комиссаровой было вынесено представление, а подписавшей акт эксперту местной ТПП Ларисе Черновой объявлен выговор.

Трамвайное производство за пару месяцев не развернешь, или руководство холдинга, контролируемого Дмитрием Пумпянским, считает иначе? И значит, выступая в августе на «Калугапутьмаше», Александр Мишарин, мягко говоря, ввел в заблуждение руководителя региона, работников предприятия, да и всех жителей Калужской области?

Интересно, что в октябре прошлого года холдинг СТМ победил в конкурсе на поставку Мосгортрансу и обслуживание в течение 30 лет 90 односекционных трамваев за 11 млрд рублей. Но речи о калужском трамвае уже не шло. Уже тогда компания планировала поставлять в столицу трамваи 71-415, производимые «Уралтрансмашем», входящим в «Уралвагонзавод». А в январе «Синара» назвала уже третий вариант своего партнера. Им стал Усть-Катавский вагоностроительный завод, входящий в Роскосмос. Договор будет заключен с «Торговым домом СТМ», возглавляемым Антоном Зубихиным.

Не стоит забывать, что для Роскосмоса и «Уралвагонзавода» их трамвайные производства являются важными факторами собственной диверсификации. Перед ними стоит задача по увеличению доли продукции гражданского назначения, причем поставлена она президентом Владимиром Путиным еще в 2016 году. И получается, что вместо дальнейшего развития своего трамвайного производства, в которое корпорации уже вложили значительные средства, они должны помогать «Синаре».

Не менее важной целью глава государства обозначал и развитие импортозамещения. И если «Синара» собиралась использовать калужский завод как прикрытие для импорта чешских трамваев, то вряд ли тут можно говорить о замещении иностранной продукции. Остается без ответа и вопрос, как холдинг планировал их продавать, не имея реальной промплощадки? На «Калугапутьмаше» их могли разве что собрать из заграничных комплектующих. А прибыль могла получить недружественная по отношению к России Чехия. Эта страна НАТО поддерживает экономические санкции против нашей страны, по надуманным поводам высылает дипломатов, неуважительно относится к памяти советских военнослужащих.

«В России развито машиностроение и есть свои производства. Поэтому заказы прежде всего должны идти нашим компаниям, а не чешским. Экономическое сотрудничество между Чехией и Россией есть, несмотря на не самые лучшие отношения с Евросоюзом и ситуацией с демонтажем памятника Коневу в Праге, – считает старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев. – Между тем для чешской стороны данная ситуация однозначно выгодна. Россия – это очень большой рынок сбыта».

По словам эксперта, большая часть прибыли должна оставаться в России, а для этого надо просчитать возможные сокращения налоговых поступлений в российский бюджет и убытки того региона, в котором не будут производить трамваи из-за импорта чешских.

Между тем Чехия и напрямую бьет по российской экономике. Одной из самых чувствительных для нашей страны стала инициатива главы МИДа Чехии Томаша Петржичека, который открыто высказался против допуска к участию в тендере на строительство новых энергоблоков чешской АЭС «Дукованы» компаний из России. Возникает логичный вопрос: не пора ли задуматься о пересмотре отношений со страной с такими приоритетами?

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах