Для начала стоит ответить на вопрос — а есть ли вообще смысл обращать внимание на курсовые колебания? Известна позиция Кремля, состоящая в том, что для большинства россиян все это скорее «клуб кинопутешествий», чем реальная проблема.
У такого подхода есть основания. Но и противоположный взгляд уместен. Мы привыкли называть себя бедными и постоянно беднеющими. С одной стороны, так и есть, что подтверждает печально загибающаяся вниз динамика реальных доходов россиян. Но есть и другие цифры. На депозитах в российских банках хранится больше 30 триллионов рублей. Вряд ли это деньги олигархов, у них деньги постоянно в деле, они нацелены на доходы, превышающие уровень банковских дивидендов. Как правило, это деньги зажиточных россиян, которые мирились с процентами по вкладам, но явно перестают с ними мириться, потому что уровень этих доходов снижается вслед за ключевой ставкой ЦБ. Сейчас она стоит на паузе, но до этого триумфально снижалась, отмечая победу над инфляцией. Куда пойдут деньги с депозитов? Конечно, на финансовый рынок. А если так, то курсовая динамика — это предмет законного интереса уцелевшего среднего класса.
Но необязательно становиться активным участником событий на финансовом рынке, чтобы интересоваться валютным курсом. Во-первых, вложение свободных денег в доллары и евро — давно испытанный способ сохранить сбережения в экономически турбулентный период. Во-вторых, динамика курса напрямую связана с ценами на импорт. Самый наглядный пример — текущий рост цен на автомобили, в том числе отечественные, из-за импортной составляющей. Этот рост задает «моду», которой следуют и остальные цены. В том же ряду затраты на зарубежные поездки, а это не только отдых, но и лечение, и обучение.
Так что же будет происходить на валютном рынке в ближайшее время? Диапазон возможных колебаний впечатляет. На одном полюсе оценки, согласно которым при средних ценах на нефть в $55 за баррель (условие в принципе реальное) «равновесный» валютный курс должен составлять 68 рублей за доллар. Почему же эти оценки далеки от рыночных котировок? В силу вступают различные риски. Именно отталкиваясь от них, строятся прогнозы, доходящие до 100 рублей за доллар. Член генсовета «Деловой России» Антон Любич считает, что подобное падение рубля станет реакцией на «серьезные санкции» или «резкое падение нефтяных цен». Правда, ни характер санкций, ни масштаб падения цен на нефть, способные вызвать такой обвал рубля, не раскрываются.
Что санкции или падение цен на нефть сказываются на рубле, не раз испытано, прогноз тем ценнее, чем детальнее он анализирует риски. Правда, появились прогнозы, в которых ни санкции, ни цены на нефть не фигурируют, но от этого они не становятся менее тревожными, скорее, наоборот. Прогноз аналитика ИК QBF Олега Богданова начинается завораживающе: «Самое удивительное на рынке это то, как возникает системный кризис, как система выходит из равновесия, а потом идет все вразнос с невероятной скоростью. Чувствовать наступление такого момента, с моей точки зрения, — это главное качество для тех, кто хочет выжить на финансовом рынке». Богданов видит признаки «системного кризиса» в России: «Движение идет и в социально-политическом поле, и в экономическом. Экономически пока система выглядит стабильной, однако есть элемент нестабильности, который возник еще в конце прошлого года: уровень инфляции оказался выше ключевой ставки ЦБ, при этом Банк России продолжает проводить мягкую монетарную политику. Реальная ставка у нас стала отрицательной, и разрыв растет». И это только разбег: «С каждым днем все сложнее догнать и стабилизировать ситуацию». Поэтому, считает Богданов, «в ближайшие дни стоит ожидать движение пары доллар-рубль в район 78–80».
Прогнозам свойственно не сбываться. Однако в любом случае следует учесть возможность резкого падения рубля. В выигрыше окажется тот, кто успел накопить валютную подушку безопасности.