Средний чек на продукты растет, а доходы населения — нет. Чек по хлебу по сравнению с январем 2020-го прибавил 11,5%. Средний чек по маслу вырос на 47% к уровню января прошлого года, по муке — на 25%, по гречке — на 26%. Чек на сахар-песок за месяц снизился на 4%, до 52 руб., но по сравнению с прошлым годом он вырос на 68%.
«Главная причина повышения цен — плохой урожай и ослабление рубля, что способствовало росту цен на импортируемую продукцию и увеличению привлекательности поставок сельхозпроизводителями товаров на экспорт. Это касается и зерновых, и подсолнечника», — отметил в разговоре с «МК» эксперт по аграрному рынку Михаил Дорофеев.
Конечно, можно задаться вопросом, почему данные «Платформы ОФД» так сильно расходятся с показателями Росстата, который фиксирует продовольственную инфляцию за прошлый год в 6,7%.
Платформа — не что иное, как агрегатор фискальных данных (кассовых чеков), которые собираются по всей стране. Это обезличенные данные, на основании которых четко прослеживается динамика — на какие товары изменились цены, за какой период, в каких сетях или регионах. А Росстат пока оценивает динамику цен с помощью своих сотрудников, которые лично посещают магазины и переписывают ценники на товары (порядка 500 позиций). Из этого следует, что платформа дает более объективную картину инфляции, так как анализируется огромный массив данных, при этом ошибки исключены — каждый чек попадает в систему в том виде, в котором он прошел на кассе в магазине.
Так почему же еда дорожает столь сильно? Причин роста цен на продукты питания множество. Это повышение курса доллара и евро, рост стоимости импортного сырья, увеличение обязательных платежей (рост налогов, отмена ЕНВД, введение пошлин, рост акцизов), рост стоимости топлива и коммунальных платежей, увеличение затрат по соблюдению эпидемиологических требований, введение обязательной маркировки… О том, что отпускные цены будут расти, производители и поставщики предупредили сети еще прошлым летом.
В результате крупнейшие ритейлеры ввели временный мораторий на цены по базовым продуктам питания до Нового года — они опасались серьезного падения спроса накануне праздников. Сейчас ситуация меняется — с одной стороны, ритейлеры больше не могут торговать с нулевой наценкой по ряду товаров, с другой — у производителей падает прибыль, а затраты продолжают расти.
Государство, вводя прямое регулирование цен, ставит производителей на грань выживания — им просто невыгодно продавать товары по таким ценам, рассказывает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. По его словам, ритейлеры в ситуации не виноваты — в рознице на базовые продукты (хлеб, крупы, яйца, молочные продукты, бакалея) наценка всегда минимальная. Продавцы знают, что на такие продукты цены должны меняться очень незначительно, иначе покупатель уйдет в другой магазин. Особенно это актуально сейчас, когда люди начали экономить на всем. Но и сети не могут торговать себе в убыток.
«Поэтому будет следующее: производители начнут придерживать товары, дожидаясь отмены моратория (госрегулирование на определенный товар не может по закону превышать трех месяцев). В результате цены будут заморожены на какое-то время, могут быть перебои в поставках продуктов, но затем цены вновь поползут вверх, причем на все продукты. Так как государство борется не с причинами роста цен, а со следствием», — подчеркивает Деев.
Ранее правительство поручило ФНС проследить за тем, чтобы цены на социально значимые продукты оставались «замороженными». Каждый квартал производители и торговые сети обязаны будут предоставлять налоговой прогноз изменения цен на базовые товары до конца года.
Что касается обязательного прогнозирования цен торговыми сетями — то эксперты считают, что это очень сомнительная инициатива. Во-первых, такие отчеты будут отнимать время и ресурсы у производителей и ритейла. Во-вторых, как можно прогнозировать цены, когда обстановка вокруг меняется стремительно и непредсказуемо? Цены еще будут зависеть и от нового урожая, а он — от погодных условий. Так что подобная задача вряд ли выполнима и не имеет никакого практического смысла.