Любопытно, что идею американцев о замене белого Джексона чернокожей Табмен на 20-долларовых купюрах российский сенатор счел неуместной. Этот шаг, подчеркнул он, может обострить напряженность в американском обществе, ибо снова вытащит на поверхность проблему рабства в США. Так что спокойнее, дескать, размещать на купюрах не людей, а городские пейзажи, отметил он в недавнем интервью.
А вот в России дело другое: «Я думаю, что нужно внести закон и разместить на пятитысячные купюры Владимира Владимировича Путина. Я думаю, что это будет логично», - подчеркнул Калашников, добавив, правда, затем, что лично он такой законодательной инициативы в настоящее время проявлять не собирается.
Но есть в этом деле и нюансы. Вот как оценил эту идею известный художник-каллиграф, бывший художник Гознака Юрий Ковердяев.
- Идея с 5-тысячной купюрой занятная! Но был бы Владимир Владимирович из Хабаровска — тогда другое дело. А он-то из Питера, а Санкт-Петербургская у нас не пятитысячная купюра, а 50-рублевая. Тогда я бы уж лучше посоветовал сделать по-другому: создать к юбилею президента один экземпляр такой подарочной купюры или даже несколько экземпляров — чтобы он мог подарить их на память своим друзьям и близким!
Ну а если серьезно, то любая замена купюр — крайне дорогостоящий, а главное, очень сложный процесс, предупредил эксперт:
- Что-то изменить на купюрах — все равно, что сделать новые деньги. Не случайно поэтому у нас практически перестали выпускать мелкие купюры: все они сейчас только в виде монет, даже 10-рублевок бумажных и то практически не осталось. А почему? Да потому, что они не окупают производство. Так что это вопрос экономической целесообразности. Да и время сейчас такое, что купюрами пользуются все реже, а чаще платят по картам.
Разработка дизайна купюры, как оказалось, вообще дело долгое и многоступенчатое, уточнил гознаковский художник. И происходит это так:
- Сначала дается ТЗ: что должно быть изображено на купюре, какие надписи и т. д. Бригада художников начинает работу. Когда эскиз готов, его смотрит заказчик, а затем вносятся изменения. Когда все готово, в работу включается бригада граверов, а также мастера других специальностей — им на одно изображение требуется несколько месяцев. Затем окончательная подготовка к печати тиража, и лишь после этого — печать. Кстати, печать денег тоже очень сложна технологически: машина, на которой выполняется эта работа — с трехэтажный дом, и работают на ней, чтобы выпустить всего один номинал, огромное количество людей. Между тем Гознак очень сильно загружен печатью спецпродукции!
Учитывая вышесказанное, хотелось бы знать: какими экономическими потерями обернется реализация неожиданной сенаторской инициативы? И так ли уж она актуальна в нынешних условиях?