Переплата Людмиле Нарусовой из Пенсионного фонда образовалась из надбавки к пенсии, положенной бывшим сенаторам. С 2012 по 2016 год г-жа Нарусова, которая до того отработала в СФ 10 лет, сенатором не была, и надбавку получала. С 2016 года она представляет Тыву в Совете Федерации, и должна была написать заявление в ПФ с отказом от надбавки, но этого почему-то не сделала. В ПФ спохватились лишь два года спустя, надбавку отменили, а теперь вот требуют вернуть лишнее за 21 месяц.
Получается, что в среднем сенатору переплачивали по 34,8 тысяч рублей в месяц.
«МК» связался с г-жой Нарусовой, и она подтвердила, что действительно получила на свой рабочий адрес какое-то письмо из Пенсионного фонда, но «еще не вникла в его содержание». «Если переплатили мне — верну, в чем проблема», — сказала она…
Эта курьезная история — еще один повод вспомнить некоторые особенности нашей пенсионной системы. Как раз сейчас вспомнить, когда миллионы россиян ждут к 1 февраля от правительства предложений по индексации пенсий работающим пенсионерам — в соответствии с поручением президента.
С 2017 года закон «О статусе члена Совета Федерации и депутата Госдумы» гласит: каждый сенатор или депутат, достигший пенсионного возраста и отработавший в парламенте от 5 до 10 лет, имеет право на особую надбавку к страховой пенсии. Вместе с этой надбавкой на руки он должен получать сумму в размере 55% от ежемесячного денежного вознаграждения действующего депутата или сенатора. Тот, кто отсидел в депутатском или сенаторском кресле 10 лет и более, получает пенсию с надбавкой в размере 75% от этого самого денежного вознаграждения.
Денежное вознаграждение не равно «зарплата». Денежное вознаграждение — это установленная указом президента исходная база, которая в результате умножения на определенные коэффициенты и дает зарплату депутатов, сенаторов, федеральных министров, премьер-министра и других высших должностных лиц страны.
Надбавка и правда выплачивается только БЫВШИМ депутатам и сенаторам. Причем если они ушли из парламента на работу в другие органы власти разных уровней и занимают какие-то другие государственные должности — выплата надбавки приостанавливается. Но если пенсионного возраста депутат или сенатор после сложения полномочий ушел работать в коммерческую структуру, на госпредприятие, в образовательное или медицинское учреждение или в фермеры вдруг подался — пенсию он будет получать уже с надбавкой.
Один из бывших депутатов Госдумы пояснил «МК», что 55% и 75% от денежного вознаграждения действующего депутата — это предельная сумма, на которую могут рассчитывать народные избранники, заработавшие страховую пенсию. Чем меньше начисленная страховая пенсия по старости — тем больше будет надбавка из бюджета, при этом общая сумма не изменится.
А теперь — внимание!
Страховые пенсии работающим пенсионерам в России не индексируются с 2016 года. И депутатам с сенаторами — тоже. Но денежное вознаграждение нынешних-то депутатов и сенаторов индексируется — в соответствии с указами президента! Соответственно, на руки бывшие депутаты и сенаторы, и не работающие уже вовсе, и работающие где-то не на государевых должностях, получают после каждой такой индексации больше.
Как это выглядит в цифрах?
В смысле денежного вознаграждения парламентарии приравнены к федеральным министрам. Их зарплата сейчас превышает 400 тысяч рублей в месяц. В последние годы она росла в результате индексации денежного вознаграждения. Соответственно, росла и пенсия у бывших депутатов и сенаторов.
В 2018 году денежное вознаграждение действующих депутатов и сенаторов было равно 84 774 рублям. Значит, пенсия вместе с надбавкой составляла 46,6 тысячи или (для тех, кто проработал более 10 лет) 63,6 тысячи рублей в месяц.
В 2019 году денежное вознаграждение проиндексировали на 4,3%, в 2020 году — на 3%. В итоге сейчас вместе с доплатой пенсия бывшего депутата и сенатора составляет около 50 тысяч рублей или 68 с лишним тысяч рублей в месяц.
В 2021 году индексация денежного вознаграждения федеральным бюджетом не предусмотрена.
Подведем итоги. Сейчас работающий пенсионер сенатор Людмила Нарусова как и многие ее коллеги, получает просто страховую пенсию по старости — без надбавки. И эта страховая пенсия ей не индексируется — как и миллионам других работающих пенсионеров.
Но если бы она, достигнув пенсионного возраста, работала где-нибудь в народном хозяйстве, образовании или здравоохранении — общий размер выплачиваемой пенсии вместе с надбавкой рос бы вслед за индексацией денежного вознаграждения нынешних сенаторов.
А теперь вспомним главный аргумент, который из года в год повторяют представители правительства, и министр финансов Антон Силуанов в первую очередь, объясняя, почему возвращать индексацию пенсий работающим пенсионерам не надо: работающие пенсионеры, мол, покрывают инфляционные издержки из зарплаты. Если принять эту логику, тогда и бывшим депутатам и сенаторам, если они работают не на госслужбе и государственные должности больше не замещают, как и бывшим министрам, не надо повышать общую сумму пенсии при каждой индексации денежного вознаграждения нынешних депутатов, сенаторов и министров!
Но ее почему-то повышают.