Отвечая на вопрос о тенденциях рынка труда во время и после пандемии на сессии «Поляризация заработной платы», замминистра экономического развития Полина Крючкова отметила, что в коронакризис зарплаты снижались более низкими темами, чем шел рост безработицы.
«Падение зарплат было крайне краткосрочным, только в апреле-мае. И оно было значительно меньше, чем в предыдущие кризисы. Объяснения, скорее всего, два. Принципиально новый структурный характер кризиса, то есть, были затронуты те отрасли, которые в предыдущие кризисы страдали меньше и наоборот.
Второй фактор – у нас существенно изменилась политика поддержки безработных. Механизм адаптации российского рынка труда к кризисам изменился. Если обычно он реагировал снижением заработных плат и в меньшей степени сокращением занятости, то сейчас реакция со стороны занятости на кризис была достаточно серьезной», - сказала она.
По словам Крючковой, в кризис усилилась дифференциация зарплат за счет того, что снизились доходы сотрудников в отраслях, где они и так были относительно невысокими: сфера услуг, гостиницы, рестораны.
С такой оценкой согласилась директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева. По ее словам, некорпоративный сектор пострадал от кризиса гораздо сильнее, чем корпоративный. «В сферах торговли, общественного питания, турбизнесе, транспорта люди столкнулись с сокращением рабочего времени и, как следствие, снижением заработных плат», - заметила она. По прогнозу Малевой, нет никакой гарантии, что процесс восстановления экономики активно затронет эти сферы и позволит им вернуть свои доходы на прежний уровень.
Как добавил директор Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон, зарплаты в малых и средних предприятиях, у индивидуальных предпринимателей и самозанятых на 20-25% ниже, чем в крупных корпорациях. По его словам, разница обусловлена более низкой производительностью труда.
В свою очередь, в Минэкономразивтия прогнозируют, что зарплаты в России будут расти соизмеримо с ростом производительности труда. «Пандемия оставит шрамы, особенно в сфере услуг, малом и некорпоративном секторе. Сейчас многое будет зависеть от структурных изменений в экономике, предпочтений потребителей, развития дистанционной занятости. И тем не менее, рост зарплат в стране продолжится. Скорее всего, темпами близкими к росту производительности труда», - заявила замминистра Крючкова.