Наша первая естественная реакция на милоновскую реплику: ну наконец-то! Ведь в уходящем году, с его чудовищными морально-материальными потрясениями, пенсионеры оказались фактически за бортом антикризисной политики властей. Вместе с тем правительство осуществило выплаты на 26,5 млн детей на сумму 617 млрд рублей. Сюда вошли единовременные пособия по 5 тысяч рублей на каждого ребенка в возрасте до трех лет, и по 10 тысяч рублей — на ребенка в возрасте от трех до 16 лет.
Понятно, все лучшее — детям! Но в условиях пандемического шквала о российских стариках как бы забыли. Последний раз они получали единовременную денежную выплату в 2016 году — в размере 5 тысяч рублей. Тогда Пенсионный фонд (ПФР) объяснил это рекордной инфляцией, а также тем, что ежегодная индексация пенсий не смогла покрыть финансовые потери этой категории населения. Но сегодня, в 2020-м, пенсионеров уж точно не отнесешь к анклавам социального благополучия: основная их масса остается беднейшей прослойкой — с не дотягивающими до МРОТ страховыми пенсиями в 12 тысяч (из-за своих предпенсионных низких заработков), с почти нулевым доступом к услугам медицины, с негативной жизненной стратегией.
Причем на эту картину накладывается коронакризис, требующий от пожилых дополнительных трат, в частности, на лекарства и реабилитацию после перенесенного ковида.
Заявление Милонова дает обильную пищу для размышлений и сомнений. Один из ключевых вопросов: за чей счет банкет? Ведь федеральный бюджет на 2021 год уже сверстан и принят, его параметры в целом известны, а какие-то сверхъестественные решения там не предусмотрены. Кроме того, любые действия, так или иначе направленные на повышение уровня и качества жизни пенсионеров, напрямую зависят от состояния отечественной экономики. Которая, по прогнозу Всемирного банка, упадет по итогам текущего года минимум на 5%.
Известно, что индексация пенсий неработающих пенсионеров в 2021 году составит 6,3%, в среднем они будут получать 17 444 рубля. Понятно, что такими мерами невозможно подтянуть среднестатистические выплаты (не берем в расчет госчиновников, депутатов Госдумы, судей, космонавтов, с их пенсиями в 50–60 тысяч) до уровня комфортной жизни, а не прозябания. Проблемы пожилых россиян не решаются кардинально: государственная политика в отношении этих людей сродни уколам морфия, способным заглушить боль, но не избавить от недуга. А между тем по-хорошему надо повышать базовый размер пенсий, точнее, пенсионных баллов, восстановить упраздненную в 2016 году индексацию для работающих пенсионеров и, наконец (а почему бы и нет), откатить, вернуть в исходное, дореформенное состояние возраст выхода на пенсию. Покаявшись перед народом России за эту немыслимую, безжалостную аферу.
Конечно, ничего такого ждать в следующем году в порядке обещанного «сюрприза» не приходится. Тем более что ресурсы государства и набор инструментов, которым оно располагает в отношении 43,5 млн получателей страховой пенсии, ограничены. Но есть задачи вполне себе выполнимые.
Например, сегодня ветераны труда повсеместно имеют скидку в 50% на квартплату, а в ряде городов эта льгота есть у всех тамошних пенсионеров. Почему бы не повысить скидку, скажем, до 75%? Или почему бы не опустить возрастную планку для одиноко проживающих пенсионеров, которым положен социальный работник, хотя бы до 75 лет с нынешних 80?
Кроме того, одна из кричащих проблем, требующая незамедлительного решения, — низкие (на уровне прожиточного минимума) пособия для пенсионеров из числа инвалидов 2-й и 3-й групп. Граждане с серьезными отклонениями, ограничениями по здоровью, не способные сами заработать себе на хлеб, остро нуждаются в лекарствах и реабилитационных процедурах. Соответственно, в большей господдержке. Но сегодня задача по их соцобеспечению лежит на регионах, зачастую безденежных, дотационных. Значит, ее надо выводить на уровень федеральной льготы.
Вот, пожалуй, лишь малая часть направлений тактического плана в пенсионной сфере, которые теоретически мог бы обозначить депутат Милонов. Мог, но почему-то промолчал.
Читайте также: Пенсионный фонд объявил сроки выплаты январской пенсии