Игорь ЮШКОВ, эксперт Финансового университета при правительстве:
«Какой еще «кол в сердце проекта» имеют в виду американцы, не совсем ясно. Не думаю, что они успеют за неделю подготовить и утвердить некие новые меры. Все это оформляется документально, и просто так, с нуля ввести ограничения невозможно. Соответствующий законопроект находится в США на низком старте, он готов и принят Сенатом. Это те санкции, что уже интегрированы в закон об оборонном бюджете на 2021 год. По сути, там нет ничего нового и особенного. Речь идет о запрете на строительство газопровода, причем этот документ содержит более конкретные формулировки, чем в прошлогоднем санкционном пакете. Например, «запрещено предоставлять трубоукладчики». Сам проект от этого не будет остановлен: «Газпром» уже показал, что санкций не боится и намерен идти до конца. Однако интрига состоит в том, что в США есть еще несколько санкционных законопроектов, которые находятся в разной стадии готовности. В них уже говорится о запрете не на строительство, а на ввод в эксплуатацию и обслуживание «Северного потока-2». И они касаются, скорее, европейцев, нежели России».
Артем ДЕЕВ, руководитель аналитического департамента AMarkets:
«Придумывать санкции можно разные, но реально речь идет о том, что в проект оборонного бюджета США на 2021 год вновь включены санкции против СП-2. Документ одобрили конгресс и сенат, но его не подписал действующий президент Дональд Трамп, воспользовавшись правом вето. Однако право вето парламент может отменить: голосование по этому вопросу в палате представителей назначено на 28 декабря. Как следует из проекта оборонного бюджета, под санкции попадут компании, которые способствуют продаже, аренде или предоставлению трубоукладчиков, а также фирмы, предоставляющие услуги и средства для модернизации или установки оборудования на такие судна. Документ также накладывает ограничения на сертификацию оборудования, работ, и самого трубопровода. Без сертификации работы по строительству не могут быть продолжены и запуск СП-2 в эксплуатацию не возможен. Ранее главным судном для работ на данном участке назывался «Академик Черский», но оно так не смогло принять участие в строительстве без необходимых разрешений. Так или иначе, для завершения строительства любому трубоукладчику нужно пройти сертификацию, чему как раз и могут помешать новые американские санкции. Осенью из проекта, не дожидаясь официального введения санкций, уже вышла норвежская сертифицирующая компания Det Norske Veritas. Строительство может быть завершено, если суда-трубоукладчики («Академик Черский» или другое предназначенное для этого судно) получат сертификаты на проведение работ. Но пока нет информации о компаниях, которые могут предоставить такие документы. И на данный момент это видится главной проблемой строителей газопровода».
Наталья МИЛЬЧАКОВА, заместитель руководителя ИАЦ «Альпари»:
«Вероятно, речь может идти о том, что под действие ограничений подпадут не только коммерческие, но и некоммерческие структуры ЕС, включая государственные институты. Но никакие новые санкции в отношении «Северного потока-2» для участников проекта, России и Европы, неожиданностью не будут. На судьбу СП-2 это никак не повлияет – газопровод строится, и с 15 января уже начинаются работы на наиболее проблемном датском участке. Не исключено, что «Северный поток-2» может быть введен в эксплуатацию не в первом полугодии 2021 года, а только к концу следующего года. Но для России и Германии это не принципиально, поскольку транзитный договор с Украиной действует до 2025 года, соответственно, достройку газопровода не обязательно форсировать».