- Сейчас буквально все проблемы у нас списываются на коронавирус. Хотя, на мой взгляд, непосредственно от этой болезни умерло немногим больше людей, чем от пневмоний и различных ОРВИ в прошлые годы. Например, в ноябре 2019 в России наблюдалась серьезная вспышка вирусной пневмонии с симптомами очень похожими на нынешний COVID-19. С коронавирусом же мы получили ситуацию со сворачиванием медицинской помощи населению, в том числе, перепрофилированием онкологических отделений под ковидарии. По моим оценкам, из-за мер противодействия ковиду, скорее всего, погибло больше людей, чем от самого вируса. Конечно, официальные исследования на эту тему никто не проводит.
- То есть люди чаще умирали от других болезней из-за отсутствия медицинской помощи?
- Тут много факторов. В целом вся политика властей в период пандемии строилась на запугивании населения. Исследования показывают, что это вызвало, в числе прочего рост потребления алкоголя, малоподвижный образ жизни. То есть эти меры спровоцируют рост смертности не только в этом году, но и в дальнейшем. Кроме того, из-за сворачивания медицинской помощи люди затягивали с обследованием и операциями, боясь в том числе, подхватить вирус в медучреждении. В результате, у человека затем обнаруживали рак не на 1 стадии, например, а на 2 или 3, когда вылечить заболевание уже намного сложнее. Проблема еще и в общем состоянии российской медицины, за последние годы количество больниц было сокращено в два раза, а качество медицинской помощи упало. В советское время в больницах всегда были предусмотрены резервные койки, которые стояли пустыми на случай непредвиденной ситуации. Сейчас же все организуется с опозданием, в авральном порядке. К тому же, врачи были совершенно не готовы к лечению большого количества больных от этого вируса, это тоже спровоцировало рост смертей среди заболевших.
- Насколько пандемия и ограничения, связанные с ней, могут повлиять на общую демографическую ситуацию в стране?
– На самом деле коронавирус – это капля в море всех других демографических проблем нашей страны, хотя сейчас на пандемию чиновники начнут вешать всех собак, чтобы скрыть собственные промахи. Наше население действительно стремительно вымирает, но совсем по другим причинам. Уже к 2025 году наш ждет демографическая яма. Это происходит из-за того, что в детородный возраст вступили женщины, рожденные в 90-х, а их в 1,7 раза меньше, чем женщин, рожденных в 80-е. Кроме того, с каждым годом население все больше стареет, это, естественно, способствует повышению смертности. По официальным прогнозам, к концу столетия наше население уменьшится вдвое. В этом году в стране ожидается убыль населения до полумиллиона человек, эта цифра фигурировала в прогнозах Росстата, сделанных еще в 2013 году, когда ни о каком ковиде не слышали. А к концу 20-х годов наш ждет убыль населения уже до 700 тысяч человек в год. Тем временем, несмотря на официальные прогнозы Росстата в майских указах президента 2018 года первым пунктом ставилась невыполнимая задача – обеспечить роста численности населения до 2024 года. Просто, чтобы остановить убыль населения, необходимо, чтобы на одну женщину приходилось в среднем по 2,5 ребенка, сейчас этот коэффициент равен 1,5. Достичь нужных показателей можно, но на это уйдут десятилетия. Сейчас же экономическая ситуация в стране только ухудшается, в том числе из-за локдаунов, связанных с пандемией. Вряд ли это может поспособствовать желанию семей заводить детей.