В соответствие с последними данными портала по отслеживанию трафика судов Marine Traffic, «Академик Черский», еще год назад отправленный «Газпромом» на достройку оставшегося отрезка СП-2, вышел из немецкого порта Мукран, где находится ресурсная база газопровода, и бросил на якорь между побережьем Польши и принадлежащим Дании островом Борнхольм. Это именно тот район, где пока заканчивается достроенная часть сырьевого маршрута.
Формально, уже 5 декабря «Академик», получивший на тот момент от немецких регуляторов разрешение на проведение работ в балтийской акватории, был готов приступить к укладке трубы. Однако Федеральное ведомство судоходства и гидрографии Германии (BSH) неожиданно объявило, что достраивать газопровод будет баржа «Фортуна», также сертифицированная немецкими чиновниками. Более того, по информации международной системы позиционирования морских судов, еще в субботу она выдвинулась из немецкого Висмара и направилась в германский порт Росток, чтобы поскорее достичь назначенной точки строительства, а «Черский», в свою очередь, вернулся обратно в Мукран.
Исходя из данных спутниковых систем отслеживания, в последние два дня скорость передвижения обоих судов остается на нулевом уровне. Другими словами, они находятся на одном месте — недалеко от места продолжения газопровода. Конечный адрес маршрута в морских картах не указан: англоязычная аббревиатура «NA», используемая в ячейках информационных таблиц, обычно свидетельствует об отсутствии конкретных сведений о местонахождении корабля, или указывают на недоступность ответа от флотских командиров.
Теоретически, по мнению эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, постоянная перемена дислокации трубоукладчика и баржи может быть сопряжена исключительно с технологическими аспектами. В частности, «Фортуну» сопровождает российское судно снабжения «Катунь», которое может обеспечивать баржу дополнительным необходимым оборудованием. В свою очередь, к остановившемуся в море «Академику» присоединился другой снабженец — судно «Иван Сидоренко», преодолевшее для этого более 2 тыс км из Калининграда. В направлении «Черского» движется еще одно российское снабженческое судно — «Финвал». Кроме того, в районе достройки СП-2 также постоянно находятся вспомогательный якорезаводчик «Умка» и ледокол «Владислав Стрижов», который сможет пролагать строителям путь в зимний период.
Поскольку основные участники создания СП-2, в том числе и «Газпром», явно конспирируют информацию о дальнейшем планах завершения морского отрезка газопровода, эксперты советуют в первую очередь обращать внимание на официальные заявления задействованных в строительстве организаций. Так, по словам представителей BSH, до конца этого года в достройке оставшейся ветки будет задействована «Фортуна» — баржа будет вести работы по укладке труб южнее мелководного района Адлергрунд в Балтийском море. Однако длина этого участка составляет всего 2,5 км и пролегает по немецкой территории. В свою очередь, ключевая часть недостроенной магистрали – примерно 50 км газопровода — должна быть проложена в исключительной экономической зоне Дании, с которой у России уже не раз возникали разногласия относительно СП-2. Как полагает Юшков, «Газпром» старается застраховать себя от возможных претензий Копенгагена, которые могут возникнуть в будущем из-за очередных санкций Вашингтона к проекту, поэтому и создает своеобразную путаницу в судах, задействованных на последнем отрезке. Это делается для того, чтобы не дать американцам шанса в будущем подвергнуть морской флот российской газовой монополии судебных искам. Между тем, как полагают европейские аналитики, при четкой синхронизации работы всех трубоукладчиков выход газопровода на берега Германии и его пуск в эксплуатацию состоится не ранее лета 2021 года.