С 1 апреля 2020 года по 1 марта 2021 года в России проходит эксперимент по маркировке. Делается это для борьбы с фальсификатом, доля которого в некоторых категориях товаров и продуктов питания очень высока (например, в алкоголе — более 40%). На рынке питьевой и минеральной воды незаконный оборот составляет 30%, по данным ФНС.
Уже давно в очереди на кассах в торговых сетях можно услышать вопросы выбравшего какую-либо марку воды покупателя: а действительно ли эта вода минеральная, а откуда ее разливали, а не опасно ли пить, а может быть, вся эта якобы вода из минеральных источников или ледников на самом деле берется из водопровода? И это не праздные вопросы — повод для волнения у потребителей есть.
В 2019 году Роспотребнадзор проводил проверки качества бутилированной воды и выявил, что на рынке почти 1,5% продаваемой воды является фальсификатом, а еще в 1,6% продаваемой воды содержатся бактерии и кишечные палочки. В процентах все выглядит вроде бы не страшно, но за этими маленькими процентами скрываются миллионы литров некондиционной жидкости.
«На конец 2019 года объем рынка бутилированной воды в натуральном выражении оценивался примерно в 7,6 млрд литров, то есть примерно 230–240 млн литров проданной воды представляли собой фальсификат или некачественную продукцию», — рассказывает заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова.
Впрочем, глава Ростеха Сергей Чемезов в том же году приводил более тревожные оценки: по его данным, фальсификатом является 25–30% всего рынка бутилированной воды. То есть, по версии госкорпорации, в России продается свыше 2,2 млрд литров фальсификата.
Может быть, поэтому с начала эксперимента по маркировке воды к нему присоединилось немало участников. С апреля 2020-го производителям выдано около 250 тыс. кодов маркировки, из них введено в оборот более 35,5 тыс. кодов. Участниками оборота зарегистрировано 84 карточки товара в категории «бутилированная вода». В ноябре эксперимент будет проводиться на площадках 23 производителей, в декабре к ним присоединятся еще 16 производств.
«По средним оценкам, на маркировку отрасль будет тратить от 3 до 5 млрд рублей ежегодно. Притом что на фоне пандемии обороты в секторе упали очень сильно, — подчеркивает исполнительный директор «Инвестиционно-аграрного фонда» Марина Строгая. — Особенно во время режима самоизоляции весной — оборот в продажах бутилированной воды для офисов сократился на 60%, общее падение по рынку в 2020 году может достичь 30%. Средняя нагрузка производственных мощностей упала до уровня 2001 года, объем производства находится ниже уровня докризисного 2008 года».
Опыт производителей других товаров, где уже введена маркировка (обуви, например), показал, что нововведение сказывается на конечной стоимости продукции, но не очень сильно. Однако в перспективе и стоимость воды будет расти — таким образом производители вынуждены компенсировать рост издержек.