В Госдуме Набиуллина представляла Основные направления денежно-кредитной политики на ближайшие три года. В отличие от своих пресс-конференций после заседания совета директоров ЦБ она пришла без символичной брошки, а доклад был коротким.
Общий лейтмотив — пандемия нанесла серьезный удар, но ЦБ поможет бизнесу и населению пережить потрясения. Главный инструмент — кредиты. Регулятор снизил не только ставку, но и требования для банков. Благодаря этому с начала года рост розничного кредитования составил 12%, а ипотечного — 14%. Такая галопирующая динамика Набиуллину не пугает. «Рост кредитования происходит без опасного роста долговой нагрузки», — отметила она. Между тем в ЦБ понимают, что бизнес и население активно берут кредиты не от хорошей жизни. «Заемные средства — это не столько ресурс для развития, сколько возможность остаться на плаву», — добавила глава регулятора. Впрочем, скоро хорошая жизнь вернется. В Банке России рост кредитования считают временным, нацеленным на сглаживание экономического спада. Когда все нормализуется, объем займов будет соответствовать инфляции и динамике доходов населения.
Соответствовать им будет и рост цен на жилье, который сейчас фактически обнулил эффект льготной ипотеки под 6,5%. Что любопытно: еще недавно ЦБ игнорировал тот факт, что застройщики задрали стоимость квадратного метра на фоне высокого спроса среди потенциальных ипотечников. «Уже виден рост цен на жилье на первичном рынке, который опережает и инфляцию, и рост доходов населения. В итоге доступность жилья для людей может упасть, несмотря на льготную ставку», — признала Набиуллина. Избежать ипотечных пузырей и сбалансировать спрос и предложение поможет «своевременное завершение антикризисной программы». Но какой момент будет своевременным и собирается ли ЦБ посодействовать завершению — она не сказала. Напомним, программу льготной ипотеки продлили до июля 2021 года.
При этом Набиуллина уверена, что банковская система сможет избежать потерь. По прогнозам Центробанка, российская экономика достигнет допандемического уровня в середине 2022 года, сообщила глава ЦБ. Эксперты такие оценки считают слишком оптимистичными. «Мир однозначно вернется к докризисным показателям если не к середине 2022-го, то к началу 2023 года. Но это случится, если не грянет долговой кризис. Однако Россия может отстать от других стран: непонятно, что будет с нефтью и новыми санкциями. Ждать полного восстановления малого и среднего бизнеса и вовсе не приходится: многие останутся банкротами, а открывать новый бизнес мало кто сейчас рискнет», — отмечает эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский.
ЦБ сделал все, что мог в условиях пандемии — обеспечил экономику ликвидной денежной массой и за попадание России в «экономическое болото» ответственности не несет, рассуждает шеф-аналитик «ТелеТрейд» Петр Пушкарев. «Как ни помогай бизнесу «дешевыми» кредитами, у населения нет свободных денег на покупку товаров, а значит, компании не выйдут на хороший оборот. Такая же проблема накрывает и ипотеку: у многих семей не хватает денег на первоначальный взнос. В итоге они берут потребительский кредит на первоначальный взнос, отсюда и дикий рост кредитования», — добавил эксперт.