Аналитики агентства пришли к такому обнадеживающему выводу, сравнив кризисы 1998-го, 2008-09-го и 2014-15-го годов. И получили неожиданный для многих россиян результат. Оказывается, последствия для экономики страны будут мягче, чем от предыдущих финансовых потрясений.
В отличие от кризиса 2014-15 г.г., в своем базовом сценарии эксперты видят возможность полного восстановления экономики России уже к 2022-23 году. Еще более смелым на этом фоне выглядят ожидания Минэкономразвития. Там вообще уверены, что экономика страны выйдет на докризисный уровень еще раньше – уже во втором квартале 2021 года.
Воистину, не верь глазам своим. Вроде мы как бы и не пережили в последние месяцы сильнейших потрясений: не упал потребительский спрос, не растет безработица, не банкротится мелкий и средний бизнес, не обрушились цены на энергоносители…
Может, все это нам действительно приснилось в кошмарном сне, а выйдем из дома без всяких медицинских масок и спецпропусков – и снова увидим доллар по 30 рублей, объявления о вакансиях на предприятиях?
- Может, наши либеральные экономисты сгущают краски, оценивая сегодняшнее состояние экономики?- спрашиваем доктора экономических наук, профессора Игоря Николаева.
- Что касается «сгущения красок», - говорит он,- давайте посмотрим официальную статистику. Падение доходов населения во втором квартале нынешнего года составило 8 %. Тогда как в странах ОЭСР реальные доходы населения в первую волну пандемии выросли на 5,3 %. У них выросли, у нас упали на 8 %.
Здесь и сгущать ничего не надо, о всем красноречиво свидетельствует официальная статистика.
- Наши сограждане наверняка уже не помнят все кризисы, которые свалились на наши шеи в последние годы…
- События 2008-09 годов здорово тряхнули экономику, тогда ВВП снизился на 7,8 %. Сейчас Минэкономразвития живет с прогнозом падения ВВП в нынешнем году на 3,9 %. Но это без учета второй волны пандемии. А с ее учетом падение составит не меньше 6 %, а то и больше. Что сопоставимо с тем, что мы получили в 2009 году.
Однако в 2009 г. все тем и закончилось. Сегодня все проблемы у нас перетекут на 21-й год.
Тогда давайте оценивать показатели за два года и сравнивать. Слабее нынешний кризис или сильнее? Такие оценки делать вообще рано, ведь мы не знаем, как долго будет продолжаться кризис. Мы все лето слышали, когда о пандемии нам говорили в прошедшем времени. Так и расслабились, а вместо подъема экономики получили вторую волну.
Посмотрим на статданные: в октябре промышленное производство в России упало почти на 6 % - в годовом выражении значительно хуже, чем в сентябре. Процесс, таким образом, ускоряется, ноябрь в этом плане исключением не будет. Где здесь поводы для оптимизма?
- Обрушение рубля в 2014-15 годах стало для всех нас, конечно, шоком. Но сегодня уже кажется, что с таким курсом рубля мы жили всю жизнь. Да и сам кризис завершился в тот же период. Сейчас мы не знаем, что впереди, как-то тревожно и нестабильно…
- Нужно оценивать суть кризиса. То, что сегодня происходит – следствие не только масштабного локдауна в первую волну. По 2020 году добыча нефти в стране упадет на 10-12 %. Это тоже скажется в следующем году, ведь в пандемию мы получили глобальный разворот на рынке углеводородов.
От сырьевой экономики мы так и не ушли, значит, появятся новые фундаментальные причины, которые станут предопределять кризисное развитие.