Никита МАСЛЕННИКОВ, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития:
«Причины, которыми ЦБ объясняет рост оттока капиталов, выглядят достаточно правдоподобными. Ближе к концу года отечественные финансисты стараются рассчитаться по большинству обязательств, главным образом, перед зарубежными контрагентами. Частично об этом свидетельствует профицит счета текущих операций платежного баланса России, который за десять месяцев сократился вдвое — с $60 млрд до $30 млрд.
На первый взгляд, подобный расклад можно было бы назвать первым признаком выхода российской экономики из финансового кризиса, связанного с эпидемией коронавируса. Однако в данном случае не стоит надеяться, что выведенные из России денежные средства являются прямыми инвестициями в иностранную экономику, или направлены на покупку зарубежных активов. В России не растут даже внутрикорпоративные вложения, когда материнский холдинг инвестирует проекты своих дочерних предприятий. Люди обналичивают деньги с депозитов в отечественных банках, чтобы купить на них валюту, курс которой растет гораздо быстрее процентных ставок, предоставляемых кредитными учреждениями, либо тратят средства на привычные повседневные покупки, которые с каждым днем становятся все более недоступными».
Игорь НИКОЛАЕВ, доктор экономических наук:
«Ускорение оттока капитала свидетельствует: как отечественные, так и зарубежные инвесторы не верят в российскую экономику. Падение финансовых показателей нашей страны во время основной стадии распространения коронавируса оказалось несколько ниже, чем у развитых государств, но это не говорит о стабильности нашей экономики. В западных державах снижение темпов экономического развития произошло за счет закрытия предприятий из сферы услуг, не развитых в нашей стране. Россия продержалась на своей структурной особенности — сырьевом факторе, поскольку добывающие предприятия даже в разгар локдауна не прекращали непрерывного цикла своей работы. Однако именно это обстоятельство и подведет Россию. Когда связанный с эпидемией финансовый кризис в других государствах будет постепенно угасать, то нивелировать экономический ущерб в европейских государствах будут в первую очередь сервисные организации, в частности, из числа индустрии развлечений или обслуживания. Для России этот фактор не сработает: ,инвесторы, ориентируясь, в частности, на дополнительные санкции со стороны США, вряд ли будут вкладываться в наши добывающие проекты, переводя свои накопления в менее доходные, но гораздо более стабильные финансовые инструменты развитых стран. В результате, до конца года прошлогодние объемы оттока капитала будут превышены более чем в два раза».
ОТТОК КАПИТАЛА ИЗ РОССИИ В 2008-2019 ГОДЫ (МЛРД $):
2008 134
2009 57,5
2010 31
2011 81,4
2012 53,9
2013 60,3
2014 152,1
2015 58,1
2016 19,8
2017 31,3
2018 67,5
2019 26,7
По данным ЦБ.