Слово «неожиданный» для оценки повышенного внимания к рублю было выбрано не случайно. Ведь у властей всегда есть возможность уклониться от акцентированной поддержки рубля: он давно отправлен в свободное плавание, да и никаких драматических напастей рубль в последнее время не испытал. Он по-прежнему зависим от цен на нефть, а те — от уровня поражения мировой экономики коронавирусом.
Как уже писал «МК», ЦБ расширил свои валютные продажи на валютном рынке. Но здесь есть своя логика, формально никак не связанная с перипетиями рубля. ЦБ продолжает по поручению Минфина продавать валюту из Фонда национального благосостояния (ФНБ), обслуживая сделку по продаже акций Сбера правительству (она в полном соответствии с российским законодательством проводится в рублях). Также теперь он выполняет еще одно поручение Минфина — обслуживает на этот раз покупку правительством акций «Аэрофлота». Конечно, тот факт, что эти выходы на внутренний валютный рынок с продажами валюты из загашника ФНБ происходят именно сейчас, когда рубль испытывает далеко не лучшие времена, не случаен. Однако переоценивать влияние роста предложения валюты и, таким образом, некоторую корректировку свободного плавания рубля на курс не стоит. Покупка правительством акций «Аэрофлота» — это в первую очередь мера поддержки этой компании.
Максим Орешкин, в свою очередь, тоже высказался по поводу рубля не в силу острой необходимости. Он был участником фильма, построенного на интервью топ-чиновников, посвященном российской экономике. И тем не менее весьма любопытно, каким видится будущее рубля из-за кремлевских стен. Главный посыл помощника президента — за ослаблением рубля всегда следует его укрепление. Обоснование довольно банальное: так было и будет всегда. Оно не слишком утешает — не так давно доллар стоил 60 рублей. И чем дальше замер, тем доллар был дешевле, но эти времена ушли безвозвратно. Есть, впрочем, и более конкретные указания. Орешкин напомнил, что после значительных потерь начала марта (когда из-за несогласия России сокращать квоты на добычу нефти временно развалилось соглашение ОПЕК+, последовало стремительное падение цен на нефть и глубокое пике рубля. — Ред.) рубль восстановился. Главный месседж помощника президента: «Такой сценарий вероятен и сейчас». В общем, все будет если не совсем хорошо, то лучше, чем сейчас.
Эту несколько расплывчатую установку с Орешкиным разделяет глава Сбера. Герман Греф считает, что к концу года рубль укрепится. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин считает, что курс рубля будет относительно стабильным аж до конца 2021 года. Сама же Счетная палата уточняет: среднегодовой номинальный курс рубля к доллару в 2020 году она прогнозирует на уровне 69,2 рубля за доллар, дальше последует укрепление рубля до 68,7 за доллар в 2021 году и до 68,4 рубля — в 2022-м и 2023 году. Официальный прогноз Минэкономразвития от конца сентября этого года на этом фоне смотрится менее «патриотичным»: среднегодовой курс на 2020 год — 71,2 рубля за доллар, на 2021 год — 72,4 рубля, на 2022 год — 73,8 рубля.
Среднегодовой курс важен для бюджета, гражданам интереснее прогноз текущего курса. Приведем мнение старшего аналитика ИАЦ «Альпари» Анны Бодровой. Она считает, что «с фундаментальной точки зрения у рубля один путь — к умеренному ослаблению». Стоит подчеркнуть, что в качестве одного из аргументов в пользу этого Бодрова называет заинтересованность правительства: «Промышленность сможет выжить только при таких условиях, а дефицит бюджета, с которым РФ то и дело сталкивается в этом году, можно быстро нивелировать только девальвацией рубля». Итог: «Вероятный диапазон колебаний по доллару до конца 2020 года составляет 75,50–79,00 руб.». Вилка связывается прежде всего с политическими рисками и итогами президентских выборов в США.
«В среднем», как считают генералы от экономики, рубль укрепится. Пока же национальная валюта продолжает катиться вниз.