По официальным данным, скорость сокращения численности россиян уже в нынешнем году по отношению к 2019-му возрастет в 10 раз. Население уменьшится на 352,5 тысячи человек против 32,1 тысячи в минувшем году. А за период до 2024 г. убыль составит 1,2 млн. человек.
Это целый город-миллионник, которых в России раз-два и обчелся: Москва, Питер, Екатеринбург, Новосибирск…
Напомним, что по первоначальному плану федерального правительства рост численности населения страны ожидался с 2022 года. И тому были реальные предпосылки. Под национальный проект «Демография», который стартовал с 2019 г., на шесть лет предполагалось выделить более 3 трлн. рублей. Эти средства предназначались на выплату материнского капитала (уже на первых двух детей в семье), льготную ипотеку, поддержку многодетных семей, другие программы.
Эти меры позволяли надеяться на то, что демография станет показывать устойчивый рост.
Вмешались обстоятельства. По мнению властей, одним из факторов, помешавшим громадью планов, стала эпидемия коронавируса, унесшая в нынешнем году более 23 тысяч жизней россиян.
Однако это не самая главная и не ключевая причина.
Что еще ударило по нашим планам?
В качестве основной причины, влияющей на рождаемость и смертность, называется так называемая демографическая яма, доставшаяся нам наследство от Великой Отечественной войны. Она принесла стране поистине невосполнимые потери - сразу 30 млн. погибших.
Справедливости ради сюда можно упомянуть и «лихие 90-е», когда с началом шоковой терапии и далее без остановок страну трясло, как отечественный курс рубля. Это тоже не добавляло нам уверенности в завтрашнем дне и никак не способствовало заведению ребенка в семье.
Что нам ждать дальше? Когда выкарабкаемся из демографической ямы?
Ситуацию комментирует кандидат экономических наук Алла Тындик (Институт социального анализа и прогнозирования):
- Сейчас на демографическую ситуацию сильно влияет эпидемия коронавируса. Как на смертности населения, так и…
- Извините, но из первой пандемии Россия вышла чуть ли ни лучше всех в мире. Умерло чуть больше 20 тысяч человек.
- Это так. Хотя данные пока еще не окончательные. Однако сегодня убыль населения больше зависит не от смертности, а от снижения рождаемости. Оно определяется, во-первых, не совсем хорошей возрастной структурой - мало женщин репродуктивиого возраста. А во-вторых, семьи, которые планировали рождение детей, предпочитают в наше беспокойное время перенести свои планы на более поздние сроки. В связи с этим, в России ожидается «падение беременности».
Ситуация высокой неопределенности не только в отношении собственного здоровья, но и в экономике страны. Дальше многое будет зависеть от того, как скоро страна и мир смогут выйти из кризиса.
- Послевоенная демографическая яма – как часто она повторяется в истории России?
- С периодичностью в 25 лет. На нее, к тому же, наложились и события 90-х годов прошлого века, сильнейший социально-экономический кризис. Тогда наши сограждане тоже не торопились заводить детей. «Маленькое поколение» женщин родило еще меньше детей, чем могло бы родить. Тем, кто появился на свет в 90-е, сегодня как раз 25 лет, это очень малочисленное поколение.
- Прямо волна за волной, получается, что здесь и материнский капитал семьям никакой особой роли не сыграет?
- В нынешнем году эффект от него по понятным причинам будет минимальным. Но в дальнейшем, конечно, он принесет положительный результат. Когда именно – прогнозировать сложно, повторюсь: никому не известны сроки выхода из кризиса. Сегодня государству необходимо сосредоточиться на текущих проблемах поддержки семей с детьми. И на сглаживании рисков, которые несут домохозяйства в связи с падением доходов и занятости.
- А если от кризиса абстрагироваться, будто его и нет, сколько нужно иметь детей, чтобы численность населения не уменьшалась?
- Для простого воспроизводства каждой семье нужно чуть больше двух детей, 2.1 – классический показатель. Двое родителей, как минимум, должны воспроизвести двоих себя.