МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Разъяснена бесполезность гарантийных талонов на технику

Верховный суд расстроил потребителей

Всегда ли можно «отбить» потраченные на юристов деньги в суде, как правильно наказать рублем горе-ремонтников и почему не следует слепо верить всему, что написано в гарантийных талонах, рассказал Верховный суд. Высшая инстанция выпустила новый обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей. Неприятный сюрприз подготовили высшие судьи для покупателей, которые в случае поломки бытовой техники первым делом берутся листать гарантийный талон или сервисную книжку.

Фото: pixabay.com

Именно так поступил житель Краснодара, когда у него забарахлил новенький холодильник (дело вошло в обзор). Покупка влетела в копеечку: покупатель решил не мелочиться и приобрел кухонного помощника за 152 тысячи рублей.

Но радость от покупки длилась недолго. Агрегат внезапно «забастовал» и наотрез отказался морозить. Покупатель заглянул в гарантийный талон и нашел в нем адрес и номера телефонов компании-дилера. В брошюре говорилось, что именно эта контора уполномочена производителем принимать претензии от потребителей. Хозяин сломанного холодильника стал судиться с фирмой и выиграл в двух инстанциях. Однако получил суровый удар от Верховного суда.

Высшие судьи отменили решения нижестоящих коллег и дали совсем не очевидное, но важное для победы в суде разъяснение: читать гарантийный талон – дело бесполезное. Несмотря на то, что в документе на любую бытовую технику действительно указана некая фирма, принимающая претензии у разгневанных покупателей, на самом деле она никому ничего не должна. Чтобы узнать, куда на самом деле отсылать претензии и с кем судиться, потребителю следует изучить сайт производителя.

«Суды оставили без внимания и оценки то, что на сайте компании изготовителя размещен перечень авторизованных сервисных центров, принимающих претензии потребителей, а в инструкции по эксплуатации товара указано на то, что при любых неполадках с холодильником покупатель должен обратиться к дилеру или в авторизованный сервисный центр», - говорится в обзоре.

Еще один повод для легкого шока ВС дал тем, кто не рискует сам ходить по судам и отдает судьбу своего дела на откуп профессионалам. Взыскать с продавца расходы на помощь юристов можно далеко не всегда.

Причем в обидном минусе потребитель окажется, если обратится в общество защиты прав потребителей. Как подчеркнул Верховный суд, юристам таких организаций платить вообще не надо. А уж если заплатил, можно смело с деньгами распрощаться и не надеяться на их возвращение через суд.

«Наделение законом общества защиты прав потребителей правом на обращение в суд с иском в защиту прав потребителя не предполагает внесение последним данному обществу платы за его представительство в суде, а следовательно, такие расходы не являются затратами, необходимыми для доступа к правосудию, и не могут быть отнесены к судебным издержкам», - поясняет ВС.

Еще одно важное разъяснение касается некачественного ремонта. ВС включил в обзор практики дело жительницы Белгорода, которая стала жертвой горе-мастеров. Дама наняла бригаду для утепления стен загородного дома. Поначалу результат клиентку устроил. Но спустя два с лишним года штукатурка начала осыпаться, а куски утеплителя отслоились. Ремонтники исправлять свои ошибки отказались, а суды встали на их сторону. По мнению служителей Фемиды, истица упустила драгоценное время. Ведь по закону гарантийный срок составляет максимум два года. Верховный суд заключил, что это не так. Если потребителю удастся доказать, что «косяки» в ремонте возникли не по его вине – он не заливал стены водой, не бил по ним молотком и не допускал резкого перепада температур в помещении – подать в суд на нерадивых маляров и штукатуров можно в течение десяти лет.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах