О возможном повышении услуг мобильной связи операторы заявляли еще в середине лета, объясняя это финансовыми потерями от пандемии в России. Снижение трафика на фоне локдауна привело к убыткам мобильных операторов в размере около 30 млрд рублей.
Сейчас мобильные сети намерены повышать стоимость услуг либо через повышение тарифов, либо через подключение дополнительных услуг в пакетах, рассказывает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.
«Большинство привычных россиянам тарифных планов будут пересмотрено в сторону увеличения стоимости или за счет снижения трафика, — поясняет эксперт. — Безлимитные тарифы останутся в любом случае – эта опция, которая нужна определенному сегменту покупателей, поэтому о ее отмене речь не идет».
Напомним, что в первой половине этого года операторы уже подняли цены на 7-10%. Артем Деев считает, что до конца года произойдет такое же повышение.
Между тем, главный аналитик ТелеТрейд Марк Гойхман полагает, что текущий год добавил связистам увеличение затрат в связи с требованиями «Закона Яровой» по постепенному увеличению ёмкости хранилищ. Издержки повышаются и вследствие роста курса валют к рублю, что удорожает импортное оборудование и комплектующие. При этом нужно учесть ограниченность конкуренции в отрасли. Рынок практически поделён между четырьмя крупнейшими игроками. В экономике это называется олигополией, что мало отличается от монополии, и даёт возможность основным игрокам согласованно повышать цены, подчеркивает Гойхман.
«Тарифы операторов регулярно растут примерно на 15% в год, что многократно опережает инфляцию. А в 2020-м, несчастливом году увеличение тарифов может превысить данную величину, — считает аналитик. — В период самоизоляции повышать цены было невозможно из-за низкого спроса. Но как есть отложенный спрос, так будут и «отложенные тарифы». Их повышение в последние месяцы года, вероятно, будет опережающим или, если угодно, «навёрстывающим».
Несомненно, пандемия создала предпосылки к повышению тарифов. Российские операторы недополучили миллиарды рублей доходов из-за закрытых границ и низкого спроса на услуги роуминга в первой половине 2020 года, так что теперь вынуждены искать способы их компенсации.
Повышение номинальных цен на услуги связи в России не происходит неожиданно, скорее это монотонный, неостанавливающийся процесс. Делать это операторам непросто, потому что реальные доходы граждан сильно упали в 2020 году, и потребительская модель поведения россиян сейчас подразумевает очень внимательное отношение к своим расходам.
«Стандартные подходы к повышению цен операторов связи, вроде автоматического перевода на новые, более дорогие тарифы, в 2020 году могут работать менее эффективно, вызывая негативное отношение к бренду, их предложившему. Поэтому, скорее всего, операторам придется придумывать новые уловки, — предупреждает эксперт информационно-аналитического центра компании Hamilton Антон Гринштейн. — Повышение расценок на безлимитные тарифы конечно будет, но скорее всего этот процесс также удастся растянуть, делая его максимально безболезненным для потребителей».
Что касается потребителей, то уже сейчас многие операторы отметили: около 25% всех пользователей с начала года начали переходить на более дешевые тарифы, отказываться от дополнительных опций и сокращать подписки. Вероятно, что после повышения тарифных планов, операторы отметят переток клиентов из категорий «средний» в «эконом» – это будет наиболее массовая категория пользователей.
Читайте также: Власти придумали россиянам новую схему оплаты труда