МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Популярным продуктам эксперты предрекли резкое подорожание

Гречка перестала быть драйвером роста цен на продукты

«Овёс нынче дорог…». Эта известная фраза из «Золотого телёнка» сегодня приобретает новый смысл. Уже не литературный, а сугубо потребительский. Немалый список продуктов, которые имеют особенность аномально дорожать в период кризизов, в последнее время пополнился подсолнечным маслом и овсянкой. Последние десятилетия гречка в России играла роль продукта-«метеора»: стоит на горизонте замаячить масштабному экономическому кризису, как стоимость крупы резко взлетает. В этом, коронавирусном году роль ценового «метеора» играла уже не только гречка, но и имбирь, и лимон, и чеснок. Эксперты рассказали, с резким подорожанием или дефицитом каких продуктов мы можем столкнуться в ближайшем будущем.

Неделей ранее эксперты Института конъюнктуры агарного рынка (ИКАР) сообщили о рекордном повышении оптовых цен на овсяные хлопья в России. Теперь тревогу бьют аналитики «СовЭкона», предсказывая в скором времени «взрыв» цен на ещё один популярный в России продукт — подсолнечник. Логично, что это может привести к росту цен на подсолнечное масло и семечки.

Судя по тому, как развивалась ситуация с гречкой в период кризисов прошлых лет, главную роль в сценарии аномального подорожания играет рост потребительского ажиотажа. Далее по схеме: дефицит продукта и его триумфальное возвращение, но уже по более высокой стоимости. Разумеется, рынок и сам мог бы справиться с ценовыми скачками, так как является лучшим регулятором, но в российских торговых реалиях и у него получается не всегда.

С тем же имбирем в этом году случилась такая история: до пандемии он стоил 80-90 рублей за кг, в начале режима самоизоляции стоимость продукта взлетела до 1 тыс. рублей, а сейчас он торгуется за 200-300 рублей за кило. А вот с лимонами сложилась вовсе парадоксальная ситуация. Покупатели кинулись в магазины, сметая самый известный в России цитрус. В результате, лимон взлетел в цене и позднее на время исчез с прилавков. Одновременно с этим аналогичный продукт — лайм — оказался в три раза дешевле обычного лимона, так как потребители просто о нем забыли.

Но вернемся к сегодняшним продуктам- «метеорам». Закупочные цены на продовольственный овёс, которые в августе 2017, 2018, 2019-го составляли 5-6 тыс. рублей, в августе 2020-го подскочили до 11 тыс. рублей. Причины — прежде всего, сокращение посевов и урожая овса. Это означает в ближайшее время снижение производства и рост цен на овсянку, овсяные хлопья и батончики, в составе которых присутствует этот ингредиент.

Одновременно дорожает и подсолнечник. Его тонну, по данным «СовЭкон», аграрии предлагали переработчикам за 19,2 тыс. рублей в сентябре 2019-го, и уже за 22,5 тыс. - в начале сентября 2020-го. Масло подсолнечное в опте стоило 46 тыс. рублей в августе 2019 года и 56,8 тыс. рублей в августе 2020-го. Естественно, такой ценовой скачок не замедлит отразиться и на рознице.

«Такая динамика может подогреваться и в торговом звене. Под предлогом слухов о подорожании и снижении предложения, возможны масштабные покупки в магазинах под лозунгом «запас карман не тянет», очередные уверения, что дефицита овса и семечек не будет, и взвинчивание розничных цен на них», — рассуждает главный аналитик ТелеТрейд Марк Гойхман.

Стоит отметить общие тенденции, из-за которых могут расти цены на продукты питания. Во-первых, неурожай: если в России происходит снижение объема собранного урожая, а прошлогодне запасы продукта не могут покрыть внутреннее потребление, на рынке возникает дефицит, и цены растут. Проблема неурожая может отразиться и на цене импортных продуктов: например, из-за наводнений в Индии в этом году может сильно подорожать чай — вслед за биржевыми ценами взлетит и его розничная цена. Во-вторых, сокращение посевных площадей или производственных мощностей. Из-за изменения климата (в том числе, и в нашей стране) количество пригодных для производства площадей сокращается - это общемировая тенденция последних лет. В результате выращивается меньше продукции, что вызывает рост цен (ведь спрос не снижается — численность населения планеты растет и все хотят есть). Закрытие агропромышленных и перерабатывающих предприятий из-за сокращения производственных площадей, также может стать поводом для роста цен.

«Ажиотажный спрос, который мы наблюдали весной, на продукты длительного хранения — это частный случай. Чисто психологический момент: люди запасались продуктами в ситуации неопределенности, опасаясь, что кризис будет разрастаться, — подчеркивает исполнительный директор «Инвестиционно-Аграрного Фонда» Марина Строгая. — К сожалению, они оказались правы — пандемия, вызвавшая кризис, привела к росту цен на продукты питания по всему миру (весенне-летний сезон во многих регионах мира был сорван, продукции собрано меньше)».

В нашей стране серьезных проблем с уборкой урожая не было, несмотря на засуху на юге страны и некоторых перебоях в работе мигрантов на полях. По словам эксперта, гораздо больше на ценники в магазинах повлияло другое: рост курса доллара и увеличение отпускных цен у производителей продукции АПК.

«Практически в каждом продукте в нашей стране есть импортная составляющая: рост курса доллара ведет к увеличению их стоимости, — отмечает Строгая. — Это комплектующие для уборочной техники, пестициды, удобрения, ветпрепараты для сельхозживотных».

Из этого следует, что дорожать будут все продукты: отечественные — меньше, импортные — больше. Если есть еще и проблемы с урожаем по отдельной продукции, то и цены вырастут более значительно. Снижение урожая подсолнечника, по мнению отраслевых специалистов, может привести к росту цен на подсолнечное масло на 20%, на сахар (несмотря на высокие стратегические запасы) — на 10%, на муку, крупы — на 5-10%, на мясо и яйца — на 10%, на молоко — на 5-7% (еще и в связи с введением маркировки молочной продукции).

Что касается дефицита, то вряд ли он возникнет. «Временный недостаток какого-либо товара возможен, потому что ритейлеры из-за поиска более дешевых поставщиков могут допустить отсутствие какого-то продукта на полке. Но цены будут расти в любом случае — из-за роста курса доллара и евро, которые ведут к увеличению себестоимости производства продуктов питания. Еще причина увеличения цен на продукты: рост цен на биржевые товары (зерновые, сахар, чай, кофе.), наблюдаемый в настоящее время на мировых торговых площадках», — подводит невеселый итог Марина Строгая.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах