Неделей ранее эксперты Института конъюнктуры агарного рынка (ИКАР) сообщили о рекордном повышении оптовых цен на овсяные хлопья в России. Теперь тревогу бьют аналитики «СовЭкона», предсказывая в скором времени «взрыв» цен на ещё один популярный в России продукт — подсолнечник. Логично, что это может привести к росту цен на подсолнечное масло и семечки.
Судя по тому, как развивалась ситуация с гречкой в период кризисов прошлых лет, главную роль в сценарии аномального подорожания играет рост потребительского ажиотажа. Далее по схеме: дефицит продукта и его триумфальное возвращение, но уже по более высокой стоимости. Разумеется, рынок и сам мог бы справиться с ценовыми скачками, так как является лучшим регулятором, но в российских торговых реалиях и у него получается не всегда.
С тем же имбирем в этом году случилась такая история: до пандемии он стоил 80-90 рублей за кг, в начале режима самоизоляции стоимость продукта взлетела до 1 тыс. рублей, а сейчас он торгуется за 200-300 рублей за кило. А вот с лимонами сложилась вовсе парадоксальная ситуация. Покупатели кинулись в магазины, сметая самый известный в России цитрус. В результате, лимон взлетел в цене и позднее на время исчез с прилавков. Одновременно с этим аналогичный продукт — лайм — оказался в три раза дешевле обычного лимона, так как потребители просто о нем забыли.
Но вернемся к сегодняшним продуктам- «метеорам». Закупочные цены на продовольственный овёс, которые в августе 2017, 2018, 2019-го составляли 5-6 тыс. рублей, в августе 2020-го подскочили до 11 тыс. рублей. Причины — прежде всего, сокращение посевов и урожая овса. Это означает в ближайшее время снижение производства и рост цен на овсянку, овсяные хлопья и батончики, в составе которых присутствует этот ингредиент.
Одновременно дорожает и подсолнечник. Его тонну, по данным «СовЭкон», аграрии предлагали переработчикам за 19,2 тыс. рублей в сентябре 2019-го, и уже за 22,5 тыс. - в начале сентября 2020-го. Масло подсолнечное в опте стоило 46 тыс. рублей в августе 2019 года и 56,8 тыс. рублей в августе 2020-го. Естественно, такой ценовой скачок не замедлит отразиться и на рознице.
«Такая динамика может подогреваться и в торговом звене. Под предлогом слухов о подорожании и снижении предложения, возможны масштабные покупки в магазинах под лозунгом «запас карман не тянет», очередные уверения, что дефицита овса и семечек не будет, и взвинчивание розничных цен на них», — рассуждает главный аналитик ТелеТрейд Марк Гойхман.
Стоит отметить общие тенденции, из-за которых могут расти цены на продукты питания. Во-первых, неурожай: если в России происходит снижение объема собранного урожая, а прошлогодне запасы продукта не могут покрыть внутреннее потребление, на рынке возникает дефицит, и цены растут. Проблема неурожая может отразиться и на цене импортных продуктов: например, из-за наводнений в Индии в этом году может сильно подорожать чай — вслед за биржевыми ценами взлетит и его розничная цена. Во-вторых, сокращение посевных площадей или производственных мощностей. Из-за изменения климата (в том числе, и в нашей стране) количество пригодных для производства площадей сокращается - это общемировая тенденция последних лет. В результате выращивается меньше продукции, что вызывает рост цен (ведь спрос не снижается — численность населения планеты растет и все хотят есть). Закрытие агропромышленных и перерабатывающих предприятий из-за сокращения производственных площадей, также может стать поводом для роста цен.
«Ажиотажный спрос, который мы наблюдали весной, на продукты длительного хранения — это частный случай. Чисто психологический момент: люди запасались продуктами в ситуации неопределенности, опасаясь, что кризис будет разрастаться, — подчеркивает исполнительный директор «Инвестиционно-Аграрного Фонда» Марина Строгая. — К сожалению, они оказались правы — пандемия, вызвавшая кризис, привела к росту цен на продукты питания по всему миру (весенне-летний сезон во многих регионах мира был сорван, продукции собрано меньше)».
В нашей стране серьезных проблем с уборкой урожая не было, несмотря на засуху на юге страны и некоторых перебоях в работе мигрантов на полях. По словам эксперта, гораздо больше на ценники в магазинах повлияло другое: рост курса доллара и увеличение отпускных цен у производителей продукции АПК.
«Практически в каждом продукте в нашей стране есть импортная составляющая: рост курса доллара ведет к увеличению их стоимости, — отмечает Строгая. — Это комплектующие для уборочной техники, пестициды, удобрения, ветпрепараты для сельхозживотных».
Из этого следует, что дорожать будут все продукты: отечественные — меньше, импортные — больше. Если есть еще и проблемы с урожаем по отдельной продукции, то и цены вырастут более значительно. Снижение урожая подсолнечника, по мнению отраслевых специалистов, может привести к росту цен на подсолнечное масло на 20%, на сахар (несмотря на высокие стратегические запасы) — на 10%, на муку, крупы — на 5-10%, на мясо и яйца — на 10%, на молоко — на 5-7% (еще и в связи с введением маркировки молочной продукции).
Что касается дефицита, то вряд ли он возникнет. «Временный недостаток какого-либо товара возможен, потому что ритейлеры из-за поиска более дешевых поставщиков могут допустить отсутствие какого-то продукта на полке. Но цены будут расти в любом случае — из-за роста курса доллара и евро, которые ведут к увеличению себестоимости производства продуктов питания. Еще причина увеличения цен на продукты: рост цен на биржевые товары (зерновые, сахар, чай, кофе.), наблюдаемый в настоящее время на мировых торговых площадках», — подводит невеселый итог Марина Строгая.