Сергей Миронов сослался на нарушения в работе Пенсионного фонда, выявленные Счетной палатой РФ. Напомним, что в ходе проверки, результаты которой были опубликованы 25 августа, аудиторы Счетной палаты выявили многочисленные нарушения в работе ПФР. Например, в течение долгого времени некоторым гражданам начислялись пониженные выплаты, в то время как другим людям начисление пенсии производилось даже после смерти. В частности, размер переплаты в 2017-2019 годах в двух территориальных отделениях ПФР составил 377 миллионов рублей. Средства были сняты со счетов умерших получателей их родственниками, из-за чего вернуть их можно только в судебном порядке или по их собственному желанию.
«Мы настаиваем на том, что Пенсионный фонд России необходимо ликвидировать как ненужного посредника между бюджетом страны и пенсионерами, необходимо отказаться о посредничества ПФР и платить пенсии напрямую из бюджета», — считает Миронов. По его словам, «отчёт Счетной палаты о работе Пенсионного фонда и состоянии его баз данных приводит в ужас, хуже всего то, что от этих технических ошибок и бардака страдают самые социально незащищенные люди: пенсионеры и получатели пособий».
Реализуема ли на практике идея ликвидации ПФР и чего больше от деятельности фонда – пользы или вреда? С этими вопросами «МК» обратился к экспертам.
Оксана ДМИТРИЕВА, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, доктор экономических наук:
«Чушь абсолютная. Пенсионный фонд – это мощная централизованная социальная структура, которая ведет учет всех пенсионных прав. Туда поступает вся информация по заработкам, по уплате взносов, они производят начисления, расчет, перерасчет пенсий, и так далее. С другой стороны, это единственная федеральная организация, которая в состоянии обеспечить реальные выплаты гражданам и имеет свои отделения во всех соцфондах. Помимо пенсий, в ведении ПФР находятся и другие денежные соцвыплаты –и по монетизированным льготам, и материнский капитал, и недавние пособия на детей в связи с коронавирусом. Федеральный бюджет не работает напрямую с населением, его казначейство никогда не имело дел с физлицами. Если ликвидировать ПФР, кто тогда будет учитывать пенсии, пенсионные права?
В начале 2000 -х, на старте пенсионной реформы Михаила Зурабова, я была против того, чтобы передавать все полномочия региональных соцслужб Пенсионному фонду. Но в итоге это произошло, и сегодня социальщики на местах занимаются уже не начислением пенсий, а социальным патронажем. Если упразднить ПФР, то куда бежать бедным пенсионерам, которые давно привыкли к определенному порядку вещей, знают, где находятся отделения фонда, лично знакомы с его инспекторами?».
Александр САФОНОВ, профессор Финансового университета при правительстве РФ:
«Интересно: и кто же тогда будет заниматься учетом пенсионных прав и расчетом обязательств? Бюджет не возьмет на себя эти функции. Федеральное правительство осуществляет полный контроль за Пенсионным фондом с точки зрения начисления денежных средств. Понятно, что депутат Госдумы отреагировал на недавний отчет Счетной палаты. Но основная претензия к ПФР со стороны Счетной палаты не имеет прямого отношения к его словам. Речь в докладе СП идет о некачественном взаимодействии с загсами и МВД, о выплатах умершим людям, об открытии на одного и того же человека нескольких счетов. Это системная проблема, которая выходит далеко за рамки деятельности Пенсионного фонда и касается взаимодействия разных ведомств».
Анна БОДРОВА, старший аналитик ИАЦ «Альпари»:
«Рассуждать о неэффективности работы ПФР можно бесконечно - деятельность многоуровневая, связанная с большим количеством документов и согласований, и к тому же постоянно находящаяся в процессе реформирования. Здесь совершенно точно можно найти недостатки и несостыковки, даже не особо напрягаясь. Но все эти недостатки - некритичны, иначе бы система давно перестала работать. Но она функционирует и не простаивает без дела. Зачем ломать то, что работает?
Другое дело, что никто не мешает разработать более современную систему, решающую ряд социальных вопросов без того стресса, который все это сейчас сопровождает. Документооборот давно должен быть общим с другими социальными ведомствами, чтобы не множить ненужные бумаги и не тянуть время, пока нуждающийся в социальной поддержке соберет все справки. Он совершенно точно должен быть электронным, на базе блокчейна - нужно шагать в ногу со временем, а тут есть огромное поле для развития. Упразднить систему можно всегда - но что придет ей на смену? Если какой-то «сырой» механизм, внедряемый в спешке и с ошибками, то лучше не надо.
Основная целевая аудитория ПФР - это люди старшего возраста, они могут и не понять, что делать с такими технологиями и сбоями внутри них. Стратегия начисления социальных и пенсионных выплат должна быть прозрачной, без сложных баллов или индексов, максимально защищенной, чтобы власть в лице государства не могла по желанию «заморозить» часть средств. Чтобы механизм управления этим капиталом был эффективным. Все довольно просто, и вес это реализуемо на базе того ПФР, который есть сейчас».