МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Белоруссия продолжит зарабатывать на российской нефти

Минск готов отправить в нашу страну миллионы тонн дешевого бензина

Министерство финансов РФ не собирается отменять мораторий на зарубежные поставки топлива. Об этом свидетельствуют утечки, появившиеся в ряде российских СМИ. Этот «карантинный» запрет на импорт топлива направлен, главным образом, против Белоруссии, откуда в нашу страну текли неконтролируемые потоки горючего, произведенного из российского же сырья. Еще недавно циркулировали слухи, что мораторий может быть отменен досрочно – уже в августе. Однако теперь ситуация, похоже, изменилась не в пользу Минска, что может быть весьма симптоматичным за день до выборов президента Беларуси.

Фото: Геннадий Черкасов

Напомним, что накануне введения карантинных мер, связанных с пандемией коронавируса, российское правительство объявило мораторий на закупку нефтепродуктов иностранного происхождения сроком до октября 2020 года. Чиновники были уверены, что возможные поставки заграничного горючего нанесут значительный урон российской нефтепереработке.

Прежде всего, запрет касался Белоруссии. Дело в том, что в начале этой весны Россия, согласно межправительственному соглашению, ежегодно направляла в соседнюю республику не менее 24 млн тонн нефти, причем экспортная пошлина за подобные поставки не взималась. Поскольку весь этот объем два крупнейших республиканских завода переработать были не способны, то часть российской нефти, около 6 млн тонн, шла прямым транзитом в западные государства. За подобные услуги Белоруссия экспортную пошлину как раз таки собирала — с конечных покупателей. Это приносило бюджету страны в среднем $500 млн в год.

При этом Российская нефть превышает 90% от объема белорусского импорта «черного золота». Несмотря на постоянные заявления президента Лукашенко о диверсификации поставок «черного золота» из США и Азербайджана, подобные контракты с третьими странами вряд ли займут 10% необходимых республике объемов. В начале года оператор белорусской нефтепереработки «Белнефтехим» и российские поставщики заморозили свои контракты, так как не смогли договориться о стоимости экспортируемого сырья. Тем самым, с начала этого года поставки российской нефти в Белоруссию снизились почти на 40%. По словам Лукашенко, бюджет его страны потерял из-за этого более $600 млн.

Хотя Александр Лукашенко и говорит, что за возможность поставлять нефть в Белоруссию борются многие производители, в нынешнее время основные объемы «черного золота» его страна покупает у России. Из Норвегии, Саудовской Аравии и Азербайджана нефть идет небольшими партиями в рамках тестовых поставок. Дорогостоящее транспортное плечо пока не позволяет обеспечивать Белоруссию альтернативным сырьем. В результате, до введения моратория на импорт, Москва обеспечивала Минск нефтью, Белоруссия ее перерабатывала и часть полученного горючего реализовывала в России.

«Объем переработки нефти в России составляет около 300 млн тонн в год, а Белоруссия способна обрабатывать менее 20 млн тонн. Потребности Белоруссии составляют 7-8 млн тонн. Таким образом, поставки из Белоруссии могут покрыть около 5% потребностей России. Причем, это касается только приграничных районов, так как дальше расходы на транспорт возрастают и поставки становятся невыгодными», — отмечает ведущий аналитик «БКС Брокер» Максим Шеин.

Тем не менее, в Минфине выступили против досрочного «сворачивания» моратория: там опасаются, что топливо из Белоруссии потеснит российские аналоги на внутреннем рынке. Это может привести к снижению нефтепереработки внутри страны и, как следствие, к уменьшению налоговых поступлений от «нефтянки».

«Очевидно, что дешевым горючим, который будет поступать из Белоруссии, воспользуются спекулянты, — считает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. — Однако доставка подобных объемов, в связи с обострением политических отношений Москвы и Минска, окончательно приобретет статус контрабанды. И подобные действия наших соседей будут рассматриваться в рамках международного уголовного права». По словам эксперта, насытить российский рынок дешевым топливом такие поставки в силу их ограниченности вряд ли позволят. А вот наполнить карманы мошенников в рамках подобной «торговой кооперации»-вполне. «Ежемесячные поставки «левого сырья» не превысят 50 тыс тонн. В объемах страны подобные объемы выглядят несущественными, однако конкретными бизнесменам подобная схема может принести десятки миллионов долларов», - делает вывод Суверов.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах