Альтернативная система поставок энергетических ресурсов в Белоруссию, обещает Лукашенко, заработет в ближайшие пять лет. По словам Батьки, до 2025 года его страна будет «активно осваивать новые рынки экспорта энергоресурсов и диверсифицирует кредитный портфель».
Потребность Белоруссии в нефти не превышает 24 млн тонн в год. При этом поставки из России занимают около 90% общего объема импорта «черного золота». Остальные сырье поступает из США и Азербайджана, но его доля редко превышает 10% от необходимой республике переработки.
С одной стороны, покупать нефть в третьих странах белорусам никто не запрещает. Вместе с тем, экономическую целесообразность подобных сделок вызывает большие сомнения. Декларированный план Лукашенко предполагает следующие условия: поставки нефти из России должны сократиться до 30-40%. Остальные необходимые объемы Минск собирается импортировать из стран Балтии, а также через Украину.
Как полагают эксперты, Лукашенко слегка «передергивает», педалируя тему энергетического «разнообразия» своей страны. «Дело в том, что белорусские НПЗ могут работать только на российском сырье, поскольку они технологически настроены на переработку углеводородов именно такого качества.
Переработка высоковязкой нефти, обладающей повышенной плотностью, будет сопряжена с дополнительными затратами, а доходы от продажи готового топлива вряд ли превысят его себестоимость. Таким производителям, как США и Азербайджан, способным поставлять в Белоруссию тяжелую нефть, под которую «заточены» местные перерабатывающие предприятия, придется заключать подобные сделки себе в убыток», — считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.
По словам эксперта, спрос на российскую нефть в мире остается достаточно высоким. Многие европейские и американские НПЗ производят готовое топливо из высокосернистой нефти, которую в нужном объеме поставляет Россия и Венесуэла. Последняя, как известно, находится под санкциями, поэтому замена российскому сырью в Белоруссии в настоящее время возможна лишь в небольшом объеме.
«Минск ставит задачу к 2024 году заместить 20% нефти из России. Но с учетом дорогой логистики (доставка морскими путями из США, Саудовской Аравии или Азербайджана), подобные сделки окажутся явно менее выгодными для Белоруссии, нежели сохранение сотрудничества с Россией», - утверждает Деев.
По словам главного инвестиционного стратега «БКС Брокер» Максима Шеина, декларируя необходимость диверсификации поставок энергоресурсов, Лукашенко забывает о двух принципиальных проблемах. Во-первых, объем переработка «черного золота» республиканскими заводами составляет около 20 млн тонн, тогда как самой Белоруссии для внутреннего потребления необходимо лишь треть от такого количества.
«Остальное высылается на экспорт. Из России переработанная нефть идет с дисконтом в 15-20%. Отказ от поставок из российского сырья будет означать для Минска потерю возможности заработка на реэкспорте. Это минусует несколько процентов ВВП страны», — отмечает эксперт.
Между тем, с начала этого года поставки российской нефти в Белоруссию снизиись почти на 38%. По словам Лукашенко, бюджет его страны потерял из-за этого более $600 мин. «Белоруссия покупает основные объемы у России, тогда как нефть из Норвегии, Саудовской Аравии и Азербайджана идет скорее в рамках тестовых поставок, небольшими партиями. Но долго альтернативные поставщики не смогут снабжать Белоруссию «черным золотом»: скажется транспортное плечо», - отмечает Шеин.
По его словам, сейчас белорусские НПЗ покупают российскую нефть без уплаты экспортной пошлины в 30% — это гораздо ниже рыночной стоимости сырья. В рамках налогового маневра с каждым годом экспортная пошлина снижается, и в 2024 году станет нулевой. Это значит, что цена российской нефти для белорусских НПЗ с каждым годом будет увеличиваться до тех пор, пока в 2024 году она не станет полностью рыночной. «Поэтому, если сейчас жители Белоруссии находится в списке аутсайдеров по доступности приобретения бензина среди европейских стран, то после отказа от сотрудничества с Россией белорусы рискуют опуститься и вовсе на самое последнее место, которое сейчас занимает Украина», — дает прогноз эксперт.
Читайте также: Встал вопрос о непризнании Россией победы Лукашенко на выборах