Придя к мнению, что голословные инсинуации о возможных неприятностях, с которыми придется столкнуться европейским компаниям, участвующим в проекте по созданию СП-2, не приведут к необходимому результату, американцы решили перейти к конкретным экономическим и политическим угрозам. Палата представителей Конгресса США дала добро на оборонный бюджет 2021 год, в котором прописано ужесточение санкции в отношении газопроводов «Северный поток - 2» и «Турецкий поток» (вторая «нитка»).
Санкции направлены уже не против российских участников строительства газопровода (трубоукладчика «Академик Черский» и баржи «Фортуна», которым правительство Дании — последним из европейских государств, давшим согласие на возведение маршрута через собственную акваторию), а против немецких компаний, инвестировавших средства в проект. Как сообщает Die Welt, более десятка американских чиновников провели двусторонние беседы с европейскими представителями фирм-подрядчиков, которые заинтересованы в самом оперативном пуске «Северного потока - 2» в эксплуатацию. Подробности предполагаемых ограничительных мер Вашингтон не раскрывает. По мнению экспертов, скорее всего, подобные угрозы на первый взгляд могут оказаться «пустыми» и «маловероятными». Германия является важнейшим торговым партнером США — ежегодно Америка закупает немецких товаров на сумму более 110-115 млрд евро.
Вместе с тем, как полагают эксперты, «поссориться» с Берлином нынешнему правительству США в настоящее время ничего не стоит. «Полномочия Дональда Трампа, который в настоящее время занимает главное кресло Овального кабинета, подойдут к завершению в начале следующего года. В связи с этим, претензии, которые Вашингтон собирается предъявить Берлину, рискуют оказаться вполне осязаемыми», — предупреждает Сергей Суверов.
«Самые крупные проблемы могут возникнуть у немецких компаний, связанных с автопромом и финансовым сектором, — полагает руководитель ИАЦ «Альпари» Александр Разуваев. — Они столкнуться со снижением торгового оборота, который окажется «жестокой оплеухой» за участие в «Северном потоке - 2». Америка может повысить пошлины на немецкие автомобили на 10-20%, что станет непоправимым ударом для немецких автомобильных концернов». Ежегодно такие гиганты как Volkswagen, Daimler (Mercedes Benz) и BMW экспортируют в США около 500 тыс автомобилей, что составляет почти половину всего европейского экспорта на американский рынок. По данным банка Pictet, в денежном эквиваленте немецкие экспортные поставки в США превышают 55% от общеевропейского экспорта.
«Также без труда Вашингтон способен раскрутить банковский скандал с любым из опорных немецких финансовых институтов — причина найдется, ведь каждый из контрагентов знает друг про друга самые компрометирующие сведения, с помощью которых можно фактически инициировать обыкновенный международный экономический шантаж. Штрафы будут исчисляться миллиардами долларов и все будет сопровождаться массированной информационной атакой, в которых так искусны американцы. Вашингтон без лишних разговоров будет штрафовать все европейских членов НАТО, которые пополняют бюджет альянса непропорционально своему ВВП», — отмечает Разуваев.
Вместе с тем, как полагает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов, жесткость санкций США против участников «Северного потока - 2» может быть еще более болезненной. По его словам, Вашингтон вполне способен наложить полный запрет на финансирование и кредитование немецких компаний, участвующих в создании российского газопровода, а также запретить въезд на территорию США европейским чиновникам и менеджерам, которые поддерживали новый газовый маршрут из России в страны ЕС, и даже заблокировать их счета в своих банках. «Конечно, это маловероятная версия. Германия является главным европейским партнером США. Однако нельзя исключать, что некоторые немецкие подрядчики, как представители крайне осторожной и прагматичной нации, могут испугаться американских претензий и ограничить свое деловое общение, связанное с импортом российских энергоресурсов», — отмечает эксперт.