По информации ЦБ, банки возвращают пострадавшим лишь каждый седьмой потерянный рубль - 15% от украденной суммы. В июне глава Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что 70% мошеннических операций проводится по методу социальной инженерии. То есть, человек сам виноват: в телефонном разговоре с неизвестным «сотрудником службы безопасности банка» сболтнул лишнего, выдал реквизиты карты, пин-код или еще что-то. По закону, если клиент сам скомпрометировал свои данные, кредитная организация не обязана его выручать, предпринимать некие шаги по возврату средств. Здравый ум и твердая память – лишь отягчающее обстоятельство.
Действующее законодательство в области борьбы с мошенничеством устарело, поскольку в последние годы финансовые транзакции резко ускорились, отмечает АБР. Соответственно, Ассоциация предлагает узаконить возможность банков блокировать на 25 дней средства получателя – в случае поступления уведомления об оспаривании такого перевода. Также АБР выступает за передачу плательщику персональных данных получателя, в частности, ФИО и адреса места жительства. Без этого подача искового заявления в суд невозможна, говорится в тексте законопроекта.
Между тем, персональные данные, которые теоретически будут передаваться жертве мошенника, являются банковской тайной. По сути, АБР предлагает прописать в законе положение, позволяющее при определенных обстоятельствах эту тайну раскрывать. Вообще, передача реквизитов одного лица другому без согласия первого – дело нешуточное. И сама возможность этого видится как «ящик Пандоры», как благодатное поле для различных манипуляций и злоупотреблений.
Если лицо заявляет себя потерпевшим – достаточно ли этого для начала расследования? Этим вопросом задается президент «Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА)» Эльман Мехтиев. По его словам, необходимо четко прописать механизм доказательства со стороны «жертвы мошенников». Если мы пойдем по пути внесудебного раскрытия банковской тайны на одном только основании искового заявления, где гарантии, что не будет совершена роковая ошибка? Кстати, напоминает Мехтиев, противодействовать финансовым мошенникам «по долгу службы и за счет наших налогов» обязаны не банки, а правоохранительные органы. Однако банкам ничего иного не остается, как самим этим заниматься. Мы прекрасно знаем, куда ведут дороги, вымощенные благими намерениями.
Желание оградить людей от мошеннических действий понятно, но инициативу реализовать будет сложно, рассуждает партнер, исполнительный директор юридического бюро «Падва и Эпштейн» Антон Бабенко. По его словам, нужно будет внести изменения в ряд законов - о национальной платежной системе, о банках и банковской деятельности, а также в некоторые правила и инструкции. В частности, потребуется корректировка положения о банковской тайне. Кроме того, не вполне ясно, поможет ли эта инициатива фактически возвращать деньги. Ведь злоумышленники практически всегда используют счета и карты, оформленные на чужое имя, а средства сразу после зачисления обналичиваются или переводятся на другие счета.
Никто не даст вам стопроцентную гарантию, что получатель ваших денег нечист на руку. Это абсолютная утопия, говорит главный экономист Института фондового рынка и управления Михаил Беляев. И где критерии, недоумевает эксперт, по которым вы будете определять, с кем имеете дело – аферистом или добропорядочным человеком? А если это мошенник, то откуда взять его персональные данные, если он умеет прекрасно мимикрировать и скрываться? И еще вопрос: как быть, если вам понадобилось осуществить срочный перевод, а транзакцию заблокировали на 25 дней? Ответа на эти вопросы банковский законопроект, увы, не дает, констатирует собеседник «МК».