В течение второго квартала на региональные «горячие линии» и в приемные поступило больше 8 тысяч обращений. Первое место уверенно заняли жалобы на неудовлетворительное состояние, содержание и ремонт многоквартирных домов — 16,8%.
«Пандемия и режим самоизоляции увеличили поток обращений в общественные приемные, — говорит исполнительный директор «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. — Новая реальность породила у граждан и новые вопросы, которые не были актуальны ранее, в том числе связанные с уборкой мест общего пользования в период пандемии. Беспокойство вызывало снижение качества услуг и работ. Иногда жители сомневались, правильно ли работники выполняют дезинфекцию, критически относились к выбору обеззараживающих препаратов».
Представители управляющих компаний и товариществ собственников жилья, в свою очередь, тоже весьма активно обращались в общественные приемные. И требовали разъяснений, почему им не выделяют финансирование на приобретение антисептиков и средств защиты для работников. Последний вопрос был особенно актуален в апреле-мае 2020 года. Сотрудники управляющих организаций отказывались работать из страха за свое здоровье. В некоторых российских городах дома и дворы неделями оставались без элементарной уборки (не говоря уже о санитарной обработке). «Зато тарифы повышать не забывают», — сетовали люди.
Неудивительно, что второе место с небольшим отрывом досталось проблемам, связанным с оплатой жилищно-коммунальных услуг — 14,8% жалоб. Людей волновало предоставление мер социальной поддержки, возможность отсрочить плату за жилье без начисления пени. Кто-то интересовался, простит ли государство долг из-за потери доходов и будут ли заморожены тарифы ЖКХ. Возмущались россияне попытками управляющих организаций выставить дополнительные счета за покупку средств для санитарной обработки подъездов.
Третье место (12,3%) занял вопрос о порядке организации проведения общих собраний собственников. «Можно говорить, что режим самоизоляции принципиально изменил отношение собственников к возможности онлайн-голосования, — продолжает Светлана Разворотнева. — Как раз в этот период Государственная Дума приняла поправки в Жилищный кодекс, упрощающие проведение общих собраний путем онлайн-голосования».
В различных регионах встречались жалобы на явные нарушения со стороны управляющих и ресурсоснабжающих организаций. Например, вопреки постановлению правительства ряд компаний требовали от потребителей установки новых или поверки имеющихся приборов учета. Владельцы специальных счетов столкнулись с тем, что кредитные организации, в которых такие счета открыты, требовали предоставить решения общих собраний собственников о продлении полномочий председателей правления.
Который месяц не дают россиянам покоя проблемы, связанные с введением новой коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Каждый тридцатый сомневается в справедливости порядка расчета платы за вывоз мусора и настаивает на исключении этой строчки из платежной квитанции.
Читайте также: "Тарифы ЖКХ взлетели на 186%: население не сможет их оплачивать"