До сих пор не понятно, что конкретно произошло. Ясно одно: к Северному Ледовитому океану движется огромное дизельное пятно, но виновники этому не найдены. Скоро, как обычно, полетят щепки, а все «шишки» останутся при своих местах и при своих деньгах. Ответит ли за случившееся глава «Норникеля» Владимир Потанин – богатейший человек России?
Ситуация дикая. Разлив 21 тыс тонн топлива по земле и воде, произошедший 29 мая, видно даже из космоса, есть снимки. СМИ робко заговорили о катастрофе 31 мая, тогда же о ней якобы узнали в МЧС в Москве. Только 1 июня в Норильск прибыла Морская спасательная служба Минтранса РФ. И лишь 3 июня технологическую катастрофу признали ЧС после того, как президент Путин устроил разнос докладчикам о текущей ситуации в Норильске.
На шестой день после разлива никто так и не объяснил по-человечески, что именно произошло и как. Официальная версия министра МЧС Зиничева – проседание свай фундамента и разгерметизация резервуара. «Гринпис» утверждает, что лопнула цистерна. Telegram-каналы сообщают, что в резервуар с топливом врезалась машина. Где правда?
Второй главный вопрос – почему о трагедии несколько дней молчали. И, похоже, поиск оправданий занимает умы властей и владельцев ТЭЦ, на которой все произошло, куда больше, чем устранение последствий аварии.
Новости об этом пестрят разнообразием. Возбуждено уже несколько уголовных дел. Одно из них – о халатности из-за несвоевременного информирования о ЧП в Норильске. Это за собой подчищают власти. Вместе с тем, авторитетное федеральное СМИ написало, что в Москве о катастрофе знали через полчаса. Это уже, вероятно, оправдаться решил «Норникель».
Есть информация, что МЧС узнало о ЧП сразу же, но спасатели не приступали к ликвидации, потому что руководство «Норильско-Таймырской энергетической компании» (НТЭК- «дочка» «Норникеля») обещало устранить аварию своими силами. Не получилось.
То, что происходит сейчас – это мышиная возня и перекладывание ответственности. Как это поможет местным жителям, экологии, всей экосистеме на территории, где и так выживать не просто? На восстановление экосистемы после разлива дизтоплива уйдет минимум 10 лет, отчиталось Минприроды. Допустимая концентрация загрязняющих веществ под Норильском превышает норму в десятки тысяч раз, отчиталась глава Росприроднадзора Светлана Родионова.
Экологический ущерб от аварии оценил «Гринпис». Только загрязнение водных объектов оценивается более чем в 6 млрд рублей. Это без учета ущерба почве и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Сейчас нефтепродукты из воды откачивают. Занимается этим структура Минтранса. Морская служба привезла с собой огромное количество дорогостоящего оборудования - боны для локализации загрязнений, скиннерные системы, препараты для сорбирования нефтепродуктов. Все это куплено на бюджетные деньги, читай, деньги налогоплательщиков.
А ведь 6 млрд рублей, и даже в разы больше – это смешная сумма для владельца «Норникеля». Владимир Потанин занимает первое место в российском списке Forbes. Его состояние оценивается в $19,7 млрд. «Норникель», доставшийся ему в 1990-е за бесценок, приносит ему миллиарды долларов ежегодно.
Напомню, господин Потанин является инициатором и автором механизма залоговых аукционов – чуть ли не самой большой аферы «лихих девяностых» наряду с ваучерной приватизацией. Будучи членом правительства, в 1995 году Потанин предложил кабмину взять у банков кредит в 9 трлн рублей на нужды бюджета. Займ предлагался под залог пакетов акций элитных акционерных обществ.
Собственно, так подконтрольный Потанину ОНЭКСИМ Банк стал владельцем «Норникеля», получив его за $170 млн, в то время как оборот предприятия достигал $3 млрд.
Может, пришло время отдать долг природе, которая все эти годы давала полезные ископаемые, и людям, которые их добывали для наполнения миллиардных счетов олигархов? Но в России корпорации такого масштаба не привыкли нести ответственность за ущерб, который наносят. Ежегодно в землю выливаются сотни тысяч тонн нефти, мазута, нефтепродуктов. Это даже не считается катастрофой. «Гринпис» еще в 2016 году направлял в правительство доклад о том, как крупные промышленники скрывают информацию о нефтяных разливах и уходят от ответственности. Более того, они постоянно требуют снизить для них экологические требования. И это при том, что такие компании и так работают на таможенных и налоговых льготах от государства. А что достается государству?
А еще такие объекты, как НТЭК, не беспокоят внеплановыми проверками – так прописано в законе. Объект, на котором произошла авария, проверяли несколько лет назад. Он не простоял и пары лет, как его прорвало. Что, виновата вечная мерзлота?
Как будет, мы знаем. Виновником объявят мелкую сошку. Устранять аварию будут за государственный счет. Олигархи в нашей стране – фигуры неприкосновенные. Действия их – безнаказанные. История с залоговыми аукционами – тому подтверждение.
А вот как должно быть. «Норникель» должен взять полную ответственность за аварию и ее устранение. Это нормальная практика развитых стран. В 1989 году подобная авария произошла по вине компании Exxon. В море вытекло 36 тыс тонн нефти. Очистку компания взяла на себя и даже за это ее критиковали, мол, усилия были слишком вялые. В итоге суд обязал Exxon выплатить $287 млн за фактический ущерб и $5 млрд штрафов государству.
Вот так воспитывается ответственность у бизнеса в развитых рыночных экономиках. Допустил аварию – имей смелость признать и ответить. Хочешь не допускать аварий впредь – следи за оборудованием, принимай внеплановые проверки, инвестируй в развитие. Одно плохо – при такой заботе о бизнесе, сотрудниках и экологии, на очередную яхту может не хватить.