План восстановления экономики профинансируют за счет средств Фонда национального благосостояния, заявило Минэкономразвития. Согласованный премьером Мишустиным и президентом Путиным план выхода экономики из кризиса обойдется правительству в 5 трлн рублей.
Для ФНБ это посильные средства. Как оказалось, в период жесткого карантина и падения нефтяных цен резервы росли. Если на начало марта правительственная «кубышка» насчитывала 8,2 трлн рублей, то в мае - уже 12,4 трлн рублей. И это в условиях нескончаемых разговоров о том, что «черный день» настал и резервы пора тратить.
Коронакризис уже окрестили чуть ли ни самым страшным экономическим потрясением в современной истории. Российское правительство пошло на беспрецедентные траты – на три действующих пакета антикризисных мер и будущие мероприятия в рамках плана по восстановлению экономики уйдет 4,5% ВВП (те самые пять триллионов).
Судя по отчету Минфина, ФНБ, вопреки всем прогнозам и неизбежном и скором его исчерпании, чувствует себя неплохо. А ведь март был очень непростым месяцем. Средняя цена российской нефти Urals тогда составила $29 за баррель. По бюджетному правилу, ФНБ не наполняется при ценах на нефть менее $42,4 за бочку. Откуда деньги?
Своим приростом правительственный загашник обязан во многом курсовой разнице. Дело в том, что Россия копит деньги в валюте. В апреле Минфин начал продавать иностранную валюту из сбережений ФНБ. В период с 1 января по 30 апреля курсовая разница от переоценки средств ФНБ составила 1,2 трлн рублей. Иными словами Россия заработала на подорожавшем по отношению к рублю долларе.
Важно заметить, что не все 12 с лишним трлн резервов – ликвидные, то есть «живые» деньги. Часть приходится на ценные бумаги, акции, другие неликвидные активы. В апреле объем ликвида в резервах сократился на 24%, сообщал Минфин. В мае в распоряжении государства 8,4 трлн рублей – эти деньги лежат на счетах в ЦБ. Хватит ли их на нужды государства и будут ли еще поступления?
«Объем ФНБ формируется неравномерно в течение года и является лишь отражением средств на соответствующих казначейских счетах. Например, конец года обычно в России является периодом повышенных бюджетных расходов, а начало года характеризуется ровно обратным трендом. Кроме того, перед попаданием в ФНБ, денежный поток проходит много этапов и финансовых транзакций», - объясняет руководитель Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве РФ Константин Ордов.
Помимо средств ФНБ у государства есть инструмент заимствований на внутреннем рынке (наращивание госдолга), о чем упоминалось в сообщении Минэкономразвития. Минфин регулярно продает инвесторам облигации федерального займа, привлекая средства для финансирования нужд бюджета.
«По нашим подсчетам, увеличение доли госдолга до 50% ВВП (сейчас он составляет около 14% - «МК») может позволить дополнительно привлечь порядка 40 трлн рублей, которые очень нужны в краткосрочной перспективе. Что касается ФНБ, то снижение его объемов вероятно. Но на наполняемость резервов продолжит влиять курс национальной валюты. Средства фонда инвестированы, в основном, не в рублевые финансовые инструменты, а при девальвации нацвалюты это может существенно увеличить оценку средств Фонда в рублях», - добавил Константин Ордов.