Напомним, что в начале периода пандемии коронавируса, по данным научно-исследовательского центра «Перспектива», 63,6 % россиян ровным счетом не имели никаких сбережений, чтобы в случае форс-мажорных обстоятельств пустить их в ход. Примерно такие же цифры, с разницей в десятые доли процента, озвучивали и другие мониторинговые учреждения.
Это истина, которая не требует никаких доказательств. Оглянитесь вокруг, на соседей, посмотрите, наконец, на себя: откуда у среднестатистического гражданина, живущего на одну зарплату, может быть заначка?
С 2014 года, когда в России начался экономический кризис, зарплата неуклонно снижалась, а цены на основные продукты питания, наоборот, росли. За этот период примерно в 2,5 раза.
И откуда у россиян средства на «черный день»?!
Еще 36,4 % опрашиваемых респондентов честно признавались, что, экономя в большом и малом, все-таки, стараются создать для себя и детей «подушку безопасности». Она не тонкая, но и не толстая: если карантинные меры затянутся и внезапно потеряешь ежемесячный доход, то у кого-то денежек из этой группы хватит на 2- 6 месяцев, у кого-то - на месяц, никак не больше.
Тогда всем казалось, что два месяца – огромный срок, что два месяца простоев не выдержит никакая экономика. И что через какие-нибудь 2-3 недели мы снимем маски и перчатки и, как миленькие, снова приступим к работе. Пускай и с потерей доходов (вызванных еще кризисом 2014 г.) и с ростом цен на продукты.
Но мы дружно просидели по домам эти самые два месяца. И что получается? 60 % россиян, которые совершенно искренно признавались, что им и трех дней не продержаться, все-таки, держатся!
Ну, а те, 30 %, которые имели «подушку безопасности», как раз в аккурат ее проели. И, скорее всего, с 1 июня выйдут на работу, поскольку ограничения в России и в Москве постепенно смягчаются или снимаются. И даже если они прямо завтра не выйдут на работу, то еще несколько дней потерпят.
Возникает вопрос: как же пережили это время большинство россиян?
Продовольственных карточек для малоимущих, к введению которых призывали многие экономисты, в стране так и не ввели.
Пенсионный возраст к 55 и 60 годам для предпенсионеров, в первую очередь потерявших работу, правительство не вернуло.
И «вертолетных денег» особо нуждающимся не выдали.
Не хочется упоминать это страшное слово «голод», который прогнозировали многие эксперты и вытекающее из него увеличение числа смертности населения. Но даже он не случился. Более того, как недавно заявила Татьяна Голикова, общая смертность в России с января по апрель снизилась по сравнению с этим же периодом 2019 года на 19,5 тысячи человек. В том числе в апреле, с учетом Ковид-19, на 6,7 тысячи.
Что все это означает? Умом Россию не понять?
- Никакого парадокса здесь нет, - считает доктор экономических наук, профессор Игорь НИКОЛАЕВ. - Год назад, когда не было никакого коронавируса, проводились такие же замеры по накоплениям у россиян. И тогда цифры были примерно аналогичными. Они, на мой взгляд, несколько завышены, но незначительно. Это во-первых. А во-вторых, не все респонденты отвечают честно, легче сказать, что не имеешь никаких сбережений.
Однако общую картину это не меняет. У миллионов россиян действительно ничего нет, а многие еле-еле живут от зарплаты до зарплаты.
- Но два месяца карантина все сидели по домам. Откуда у них зарплата?
- За март люди получили свои деньги. Предполагая, что карантин может затянуться, они их уже расходовали очень бережно. Кто-то устраивался на подработку, например, на упаковку товаров для интернет-доставки. Сейчас эта сфера получает бурное развитие. Кто-то занимал деньги у родственников или у друзей, брал в банках кредиты. То, что люди успешно прожили последние два месяца, совсем не означает, что у них были какие-то «незадекларированные» деньги. Каждый выкручивался, как мог. Сбережений у населения не было и нет.
- Можно сказать, что народ «на последнем издыхании»?
- Нет, так сказать нельзя. Ограничения постепенно ослабевают, люди выходят на работу. Другое дело – если нас «накроет» новая волна пандемии? Ведь значительного сокращения количества зараженных Ковидом в России пока не наблюдается. Вот сегодня опять – больше 9 тысяч. Сохраняется высокий риск повторения пандемии. Что, если придется опять садиться на карантин? Вот это будет по-настоящему опасно – и для экономики страны, и для конкретного человека. Тех резервов у государства, которые были в конце марта, сегодня уже нет.